В январе - июне 2016 г. объемы строительства в стране выросли на 9,1% (год к году).
Свой вклад в рост
объемов строительства внесли все сегменты отрасли. Строительство домов увеличилось на 10,9% (в т.ч. жилых – на 10,7%,
нежилых – на 11,2%), инженерной инфраструктуры – на 7,0%.
Объемы
строительства увеличились в 16 из 25 регионов страны. Самые высокие темпы зафиксированы в Луганской области - +97,8% (отчасти
такой рост объясняется прошлогодним падением на 85,6%), но, тем не менее – это
хороший сигнал, свидетельствующий о намерениях как можно скорее восстановить
объекты в этом регионе, поврежденные в ходе конфликта на востоке страны.
Следует также
отметить рост строительных работ в
Николаевской (+47,4%), Херсонской (+46,4%), Одесской (+40,2%), Киевской
(+37,4%), Винницкой (+32,6%), Житомирской (+28,2%), Харьковской (+22,3%),
Тернопольской (+19,6%), Черновицкой (+18,2%), Львовской (+15,3%) областях.
Строительный сектор – один из тех, где можно быстро создавать рабочие места, и
увеличение объемов строительства в них сможет стать действенным фактором для
уменьшения безработицы.
Вместе с тем,
достигнутый результат не должен вводить в заблуждение относительно того, что отрасль уже преодолела кризис и вернулась на
траекторию устойчивого роста.
Прежде всего, стоит отметить, что рост
в 9,1% достигнут по отношению к падению в 26,2%, показанному в первом
полугодии прошлого года по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Поэтому
в двухгодичном измерении реальные объемы строительства продолжают оставаться
почти на 20% меньшими, чем в 2014 году, на 26% меньшими - по сравнению с 2013
годом, и на 39% меньшими – по сравнению с 2012 годом.
Если по итогам первых пяти месяцев индекс объемов строительных работ
постоянно рост, то с улучшением базы сравнения – кумулятивный рост замедлился в
июне (с +9,3% в январе-мае до +9,1% в январе-июне). С учетом динамики прошлого
года, такие тенденции к постепенному уменьшению темпов роста в отрасли
ожидаются и в следующие месяцы.
Объемы
строительства сократились в 9 из 25 регионов. Лидером падения стала Полтавская область, где строительство сократилось на
22,6%. Негативные результаты продемонстрировали также Запорожская (-19,4%),
Ровенская (-16,5%), Сумская (-10,8%), Черкасская (-8,7%), Черниговская (-8,3%),
Хмельницкая (-8,3%). Но если в Черкасской и Черниговской области падение
произошло на фоне небольшого прошлогоднего роста, то во всех остальных регионах
объемы строительства падают два года подряд. К примеру, в Ровенской области они
сократились на 46,9%, в Черниговской – на 44,0%, Запорожской – на 25,3%.
Особо сложная
ситуация – в Донецкой области. В отличие от
Луганской – объемы строительства в ней сократились на 4,4%, а за два последних
года – на 74,6%. С учетом масштаба разрушений, которые в феврале 2015 года
оценивались в 1,8 млрд. дол. США, две трети из которых приходились на Донецкую
область, нынешние объемы строительства (за полгода произведено работ на 916,4
млн. грн.) выглядят недостаточными, и при сохранении таких темпов проблема
восстановления Донбасса грозит затянуться на десятилетие.
Бросается в глаза
деформированная структура нежилищного строительства: из 6016,4 млн. грн. только 26,4% (1589,6 млн. грн.) потрачено на
строительство промышленно-складских объектов. Возникает резонный вопрос –
Украине нужна в первую очередь современная промышленная индустрия или в
приоритетах все новые и новые торговые комплексы?
В контексте острой необходимости модернизации базовых секторов украинской
экономики (большинство предприятий
химической промышленности построены в 50-е-60-е годы прошлого столетия, а часть
металлургических предприятий – и вовсе еще до Второй мировой войны) объемы
строительных работ на комплексных промышленных объектах химической (82,1 млн.
грн., или 0,3% в общем объеме строительных работ) и металлургической отрасли
(527,3 млн. грн., 2,1%) выглядят более чем скромными. Для сравнения – это в
12,2 раза меньше объемов строительства жилья (7423,5 млн. грн., 29,9%). Рано
или поздно нынешние производственные мощности физически выйдут из строя, или
станут настолько неконкурентоспособными, что будут остановлены и выведены из
работы по экономическим соображениям, а взамен им не будет предложено ничего
(строительство промышленных объектов, аналогичных ныне имеющимся в базовых
секторах даже в стабильной экономической ситуации требует как минимум
нескольких лет).
Ни на центральном,
ни на местном уровне не уделяется достаточного внимания строительству автодорог. В начале года Министерство инфраструктуры озвучило
информацию о том, что 97% дорог нуждается в капитальном ремонте. В сегодняшнем
(2.08.2016) интервью изданию «Голос Украины» вице-премьер-министр В.Кистион
акцентировал внимание на том, что «Премьер-министр В.Гройсман неоднократно
заявлял: качественные украинские дороги – приоритетное задание правительства. В
2016 году на ремонт и содержание дорог предусмотрено 19 млрд. грн. –
беспрецедентная сумма». С таким заявлением трудно не согласится – по мнению
экспертов, от плохого качества автодорог Украина ежегодно теряет до 2% ВВП.
Вместе с тем, объем дорожно-строительных работ в первом полугодии 2016 года
составил всего 1334,0 млн. грн., или в среднем 222,3 млн. грн. в месяц, при том
что только в государственном бюджете-2016 на развитие сети автодорог
предусмотрено 6805,8 млн. грн., или в среднемесячном измерении – 567,2 млн.
грн.
Строительство – тот
сектор, где можно быстро создавать большое количество новых рабочих мест, не требующих (за некоторым исключением) длительной
подготовки или очень большой квалификации. К
сожалению, государство не только не пользуется этой возможностью, но и посылает
обществу сигналы противоположного характера, суть которых – намек на
отсутствие у строительной отрасли внутренних перспектив. Сокращаются объемы
строительства, в которых государство выступает заказчиком или инвестором
(например, жилья для отдельных категорий граждан – военнослужащих Вооруженных
сил Украины, молодых семей). Без финансирования с начала года осталось более 70
ПТУ, готовящих в том числе специалистов строительных профессий. Их передача на
местный уровень без делегирования вниз дополнительных финансовых ресурсов
грозит привести к постепенному закрытию учреждений этого уровня профессионального
образования, и как следствие – последующего дефицита строительных кадров.
Строительство
– «маяк», характеризующий уровень модернизации и динамику обновления базовых
отраслей национальной экономики – хоть и выросло в январе-июне 2016 года по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года на целых 9,1%, но еще довольно
далеко от реального преодоления последствий кризиса и выхода на траекторию
устойчивого развития. Низкие темпы и объемы строительных работ в базовых
отраслях промышленности несут угрозу углубления деиндустриализации Украины.
Владислав Мельник