РИСКИ СРЫВА ПОСТАВОК МЕДИКАМЕНТОВ ПОД ГОСЗАКУПКИ НАРАСТАЮТ

План поставок лекарственных средств в рамках госпрограмм выполнен менее чем на половину.

11/08/2016
Моніторингові продукти
РИСКИ СРЫВА ПОСТАВОК МЕДИКАМЕНТОВ ПОД ГОСЗАКУПКИ НАРАСТАЮТ

Новый и.о.министра здравоохранения после назначения заявила о критической ситуации в госзакупках медпрепаратов и предложила собрать специальное заседание РНБО по этому вопросу.

  С марта 2015 г. до марта 2019 г. для устранения коррупции госзакупки медикаментов были переданы от МОЗ международным организациям (МО). При этом правительство не может выстроить эффективную координацию с международными организациями уже второй год подряд и срывает поставки медпрепаратов.

o   Согласно июльского отчета МОЗ, подготовленного для комитета ВР по вопросам здравоохранения, плановые поставки выполнены лишь по 2 госпрограммам из 12 (закупка препаратов для пациентов с гемофилией и гепатитом В, С.).

o   Общий объём поставок составляет не более половины от запланированного. Объём не выполненных плановых поставок составляет: по ЮНИСЕФ – вакцин на 90%; по Crown Agents - лекарств и медизделий по детской онкологии на 84%, а по ПРООН - изделий медицинского назначения по программе борьбы со СПИДом на 96%.

o   Наиболее критичная ситуация сложилась с поставкой вакцин через ЮНИСЕФ, для которой объём закупок вакцин был предусмотрен на сумму 312 млн гривен. По состоянию на 03.08.2016 не поставлено в регионы ни одной дозы вакцин для профилактики: туберкулеза,  дифтерии и столбняка (АДП),  коклюша, дифтерии и столбняка, бешенства, полиомиелита.  На три вида из указанных вакцин только в июле-августе т.г. выданы справки для ввоза на территорию Украины, а для поставки остальных двух – необходим дополнительный договор в соответствии с требованиями постановления КМУ № 486 от 27.07.2016[1].

  Главная причина  сложившейся ситуации - плохая организация сотрудничества с международными закупщиками.

o   При  выборе поставщиков, составлении договоров на закупки, согласовании  ассортимента и  объёмов поставок не были учтены особенности работы и внутренние процедуры международных организаций. Например, ЮНИСЕФ работает как некоммерческая организация,  осуществляет поставки по запросу правительств на некоммерческой основе под долгосрочное планирование поставок. В то же время, МОЗ перечислил МО только в конце 2015 г. (через 9 месяцев после принятия закона о передаче госзакупок МО).

o   Не было обеспечено эффективное взаимодействие с таможней. Международные закупщики,  для того что бы воспользоваться  налоговой льготой по НДС  по нескольку месяцев получали соответствующую справку в фискальной службе. Проблема в том, что от уплаты НДС освобождены только международные организации, а не фирмы-дистрибьюторы, которые ввозят закупленные международниками лекарства. С этой проблемой столкнулась ПРООН, которая часть препаратов, поставленных в марте, растаможила в конце апреля-начале мая.

o   Многие препараты, с которым работают ЮНИСЕФ или ПРООН, не зарегистрированы в Украине. Новая сокращенная 7-ми дневная процедура регистрации лекарственных средств во-время не заработала. На сегодня остается проблема с регистрацией ряда препаратов в частности вакцины БЦЖ. Ранее Украина закупала БЦЖ российского производства, сейчас ожидается канадская (производитель Intervax).  

o   Только 8 августа, после принятого в мае соответствующего закона Кабмин внес изменения в  Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственных средств[2].

 Последствия таких срывов – реальные угрозы национальной безопасности с точки зрения здоровья населения и эпидемического благополучия страны. 

o  Отсутствие препаратов для профилактики, диагностики и лечения социально опасных болезней (СПИД,  туберкулез) привел к росту заболеваемости и риску эпидемических осложнений.

o   Уровень иммунизации среди населения снизился до критически низкого уровня. По состоянию на 1 июля т.г., только 11,5% детей первого года жизни получили прививки против туберкулеза, от полиомиелита — 39%, коклюша, дифтерии, столбняка — менее 2%, гемофильной инфекции — 4%, в то время как ВОЗ рекомендует охват прививками до 95%.

o   По результатам 2015 года заболеваемость активными формами туберкулеза легких среди детей до 17 лет увеличилась с 5,7 до 6,3 на 100 тыс. населения.

o   По результатам первого полугодия 2016 года в июне появились случаи эпидпаротита, краснухи, столбняка. Продолжается рост заболеваемости коклюшем.

o  Особенно опасна такая ситуация относительно заболеваемости туберкулезом. По количеству больных туберкулезом Украина занимает второе место в Европе после России. Возникшее из-за недопоставок лекарств прерывание лечения больных формирует лекарственно устойчивые формы туберкулеза, что критично для не привитых детей.

o  В группу риска попало около полумиллиона детей, которые родились за 2015 -2016 гг. и не смогли получить в роддоме прививку БЦЖ.

Провалы в госзакупках МОЗ «приукрашивает» сообщениями об экономии государственных средств, при этом остаются риски плохой организации закупок по поставкам в текущем году: 

o  По подсчетам общественных организаций [3] международные закупщики сэкономили 790 млн гривен (31,8 млн долларов по курсу НБУ на 1 августа 2016 года) от объёма программ закупок в  2,2 млрд. грн.

o  В то же время информация об экономии средств при закупках медпрепаратов неоднозначна. По оценкам ОО «Медконтроль» экономия средств образовалась вследствие занижения первоначального объема закупки по ряду госпрограмм, поскольку фактические цены международных закупок оказались выше расчетных (например, по гемофилии). Сообщается о завышенных в долларовом эквиваленте (по сравнению с 2014 годом) ценах на вакцину "Пентаксим" (+12,5%), препарат для пациентов с ВИЧ/СПИД "Алувиа"(+86%) и другие медикаменты. Специалисты предъявляют претензии к качеству лекарств, закупаемых по программе детской онкологии.

o  На фоне спорной прямой экономии провалы закупок вызвали дополнительные затраты местных бюджетов. Например, ликвидация последствий срыва вакцинации не получивших прививку против туберкулеза сразу после рождения детей, потребует дополнительных исследований ребенка, а это  дополнительные диагностические препараты, последующего систематического наблюдения с лабораторными исследованиями и лечение выявленных больных.

o  Остается риск срыва дальнейших поставок 2015 года.  В совокупности, по подсчетам ОО "Пациентов Украины" и "Центра противодействия коррупции", на счетах международных организаций осталось еще 204 млн гривен (8,2 млн долларов по курсу НБУ на 1 августа 2016 года), который будут использованы на дополнительную закупку лекарств.

o  Остаются риски повторения ошибок при подготовке документации под поставки на 2016 год. Только в мае т.г. международные организации получили от Минздрава проекты договоров о закупках лекарств в 2016 году, до сих пор они не подписаны (бюджетные программы утверждены лишь в августе). Уже середина года, закупщики просят 180 дней на поставку, плюс срок на проведение тендеров (45 дней), т.е минимальный срок поставок – январь- февраль следующего года.

o  Об объёмах поставок и уровне финансирования программ закупки на 2017 год пока говорить вообще не приходится, т.к. из-за срыва предыдущих поставок потребность по регионам на следующий год четко  не определена.

Ожидаемый успех от передачи закупок международным закупщикам в части экономии средств и большего охвата препаратами населения из-за нерасторопности профильного министерства оказался ниже, чем планировалось.

Углубление кризиса закупок может привести к непоправимой ситуации с инфекционной заболеваемостью в стране и серьезным эпидемическим осложнениям, затраты на которые несоизмеримы с полученной экономией на госзакупках.


НОСЭП 

[1] «Про внесення змін до переліку лікарських засобів та медичних виробів, які закуповуються на підставі угод (договорів) щодо закупівлі із спеціалізованими організаціями, які здійснюють закупівлі за напрямами використання бюджетних коштів у 2015 році за бюджетною програмою 2301400 “Забезпечення медичних заходів окремих державних програм та комплексних заходів програмного характеру”

[3] ОО «Пациенты Украины» и «Центр противодействия коррупции», которые были одними из инициаторов реформы закупок лекарств.