ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДСТАВИЛО ПРОЕКТ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

Министр финансов А. Данилюк представил налоговому комитету ВРУ рабочую версию пакета изменений к Налоговому кодексу Украины. Финальную версию предлагается подать на Кабмин до конца сентября этого года.

08/09/2016
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДСТАВИЛО ПРОЕКТ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

Озвученные Минфином цели налоговой реформы включают: (1) упрощение администрирования, (2) сокращение возможностей манипуляций в ГФС; (3) снижение давления на бизнес


Помимо технических корректировок, все представленные налоговые новации можно разбить на следующие блоки:

Усовершенствование электронных сервисов. Электронный кабинет налогоплательщика будет трансформирован и усовершенствован. На сегодняшний день этот инструмент, по сути, работает только как "почтовый ящик". Пользуется электронным кабинетом пока 1/3 плательщиков—юрлиц, а в идеале должны пользоваться все. Но для этого нужно улучшать его функциональную часть, трансформируя в полноценный электронный сервис, с помощью которого можно управлять налоговыми платежами.

Передачи части полномочий от ГФС Минфину в целях снижения коррупции. Так, все базы данных ГФС планируют передать Минфину, документооборот сделать электронным. Правда, с передачей баз данных не все так просто, потому что ГФС расставаться с ними не хочет, а Минфин принять их не может по причине отсутствия кадров. Очевидно, что такая передача приведет к созданию в рамках Минфина отдельной структуры, которая будет не то базы держать, не то фискалов контролировать. Легче всего такая реформа пройдет когда вместе с данными и базами в Минфин переедут все те же фискалы. Если же базы данных уйдут государственному предприятию, то реформа несет в себе дополнительные риски утечки информации.

Упорядочение системы проверок. В Минфине обещают план документальных проверок размещать в открытом доступе. Кроме того, функция проверок переместится от районных к областным ГФС. Однако корень проблем с проверками не в отсутствии возможности спрогнозировать плановую проверку. Проблема с качеством проверок, критериями определения внеплановых проверок, стимулами налоговых работников. Публичность списка плана-графика плановых (!) проверок не решит проблемы критериев назначения внеплановых проверок, повышения квалификации налоговых работников, внедрения риск-ориентированных подходов, необходимости компенсировать планом штрафов завышенные фискальные прогнозы. Передача функции проверок на областной уровень в существующих условиях может просто повысить уровень коррупции. Поскольку на областном уровне кадров недостаточно для такого объема работы, а весь опыт накоплен на  районном уровне, то те же работники ГФС, которые уже погрязли в коррупции, просто поменяют место расположения своей работы.

Презентация проекта налоговой реформы пестрит различными налоговыми стимулами. Это и ускоренная амортизация, и налоговые каникулы и для малых предприятий, и налоговые льготы для малых предприятий, которые находятся на упрощенной системе, и налоговые льготы по подоходному налогу по расходам на образование, и возможности рассрочки налоговых обязательств в случае, если налогоплательщик не может выполнить обязательств по ипотеке.

В контексте предыдущих инициатив и заявлений правительства можно сделать выводы о том, что презентация налоговой реформы не включает ряд важных аспектов. 

Власти не включили в проект налоговой реформы ранее озвученные непопулярные налоговые меры. Проект налоговой реформы не содержит норм относительно всеобщего декларирования, нулевой декларации и контроле доходов. Ничего не говорится о налогообложении аграриев.

Отсутствуют компенсаторы сокращения дефицита Пенсионного фонда. Требование сокращения дефицита пенсионного фонда – одно из условий МВФ. Проектом налоговой реформы соответствующих изменений не предусмотрено. Умышленно или по ошибке правительство даже не включило повышение ЕСВ для упрощенцев, которое заложено при расчетах показателей правительственного проекта бюджета 2017. 


Кажущиеся «пряники» налоговой реформы могут оказаться спрятанным «кнутом»

Разнообразные налоговые льготы малым предпринимателям могут оказаться мерой, за которой последует отмена упрощенной системы. Проектом налогового кодекса создается «подушка» переходных положений для сокращения системы упрощенного налогообложения. Так, для новосозданных малых предприятий предложены налоговые каникулы при их работе на общей системе. Для предпринимателя с ограниченными видами деятельности, при отсутствии наемных работников и доходах ниже 4000 минимальных зарплат, предлагается ведение деятельности в уведомительном порядке, уплата налога без ведения книги доходов и расходов. Однако отмена действующей упрощенной системы уведет большую часть предпринимателей в тень, ведь по размеру фискальной  нагрузки предлагаемые налоговые льготы не идут ни в какое сравнение с действующей системой единого налога. 


Позитив предложенных налоговых новаций может остаться нереализованным

С введением единого реестра возмещение НДС не обязательно будет автоматическим. Наконец-то правительство додумалось вернуть единый реестр заявок на возмещение НДС. Один реестр с указанием очередности возмещения, конечно, лучше чем два. Но надежда на автоматическое объективное возмещение НДС может раствориться в воздухе из-за вмешательства ГФС в систему электронного администрирования и блокировок выплат в ручном режиме, как это произошло в июне этого года.   

Льготами по расходам на образование смогут воспользоваться не все. Правительство предлагает снять ограничение на размер налоговых льгот по подоходному налогу в части налогообложения расходов на высшее и профессионально техническое образование. На соответствующую налоговую льготу могут претендовать работники, обучение которых оплачивает работодатель, а также родители (родственники по первой линии), которые оплачивают образование своих детей. С одной стороны, подобная практика создает предпосылки разъедания налогового базы, когда дети директора учатся за счет предприятия. С другой стороны, подобные льготы не помогут обычному работнику. Согласно Укрстата, около половины работников получают зарплату которая не превышает 3500 грн. Их налоговые обязательства по ПДФО за год (7500 грн.) для месячной зарплаты на уровне 3500 грн. не смогут покрыть стоимость обучения в ВУЗе, которая подчас превышает 10 000 грн в год.

Налоговые льготы по НДФЛ по расходам на ипотеку и образование могут оказаться не под силу бюджету 2017. В процессе рассмотрения изменений в Налоговый кодекс эти налоговые льготы -  ввиду их стоимости для бюджета - могут выпасть либо их урежут. В случае если их захотят сохранить, то большая часть потерь от налоговых льгот преобразуется в фискальный разрыв местных бюджетов: согласно действующей версии Бюджетного кодекса от 2014 года, 15% подоходного налога направляется в областные бюджеты, в районы и города областного значения - 60%, и 25% - в госбюджет.


Рекламируя свою налоговую реформу, правительство вынесло за ее рамки ряд фундаментальных вопросов, которые помогли бы в корне улучшить налоговую систему:

Ликвидация налоговой милиции. Проектом налоговой реформы упоминается ликвидация налоговой милиции. Однако вопрос осторожно вынесен за пределы налоговой реформы. Минфин говорит лишь о том, что ликвидация налоговой милиции предлагается отдельным законопроектом, который согласовывается в профильных министерствах. Налоговой милиции – невзирая на публичные обещания новой власти ее ликвидировать – удалось выжить в ходе трех налоговых реформ, и она выведена «за скобки» в представленной четвертой. Избежав ликвидации, она продолжает работать в лучших традициях рэкета: выламывая двери, укладывая персонал лицом на пол, изымая сервера и оргтехнику – иногда «по ошибке» не по тому адресу.

Усиление ответственности ГФС за правонарушения в налоговой сфере. Проектом налоговой реформы не упоминаются нормы, на принятии которых давно настаивает бизнес-сообщество, — о персональной ответственности фискальных чиновников за неправомерные действия и (или) бездействие и материальной ответственности государства за нанесение вреда налогоплательщикам (в том числе из-за невозмещения НДС, невозврат переплат и т.д.). По данным соцопроса «Уровень восприятий коррупции бизнесом. Вторая волна» (организаторы - Transparency International Украина, ПриватБанк, «ПрайсвотерхаусКуперс Украина» и GfK Ukraine), на начало этого года налоговая служба возглавляла антирейтинг самых коррупционных органов (с ней сталкивались 26,7% респондентов). По данным исследования Группы «Рейтинг», за последний год уровень коррупции только вырос – такое мнение высказали 75% опрошенных. Но за этот период ни один налоговик / налоговый милиционер руководящего уровня не сел в тюрьму , даже будучи пойманным с поличным! Без последствий оказалось и июньское блокирование возмещения НДС. 


Налоговая реформа в народе уже получила название «ямочный ремонт».  Заранее можно сказать, что часть предложенных позитивных инициатив не будет реализована либо не достигнет анонсированной цели по причинам фискальных ограничений и неверно выбранных инструментов. Проектом налоговой реформы правительство не решает истинные причины проблемы, а пытается их компенсировать различными налоговыми льготами, исключениями, послаблениями. Результат будет обратный заявленному – усложнение налогового законодательства и увеличение налогового давления. Более того, проект налоговой реформы – неполный. Непопулярные меры правительство пока не анонсирует, хотя основывает на них расчеты проекта бюджета 2017. 

НоСЭП