Министр социальной политики Рева заявил о росте дефицита Пенсионного фонда (ПФ) в следующем году на 25% до 180-185 млрд. грн.
Эксперименты правительства с ЕСВ значительно подорвали ПФ.
В поисках путей снижения нагрузки на ФОП и сокращения теневой экономики (по официальным оценкам, уровень теневой экономики составляет около 40%) действующая власть на 40% понизило ставку ЕСВ. В результате бюджет ПФ на 2/3 стал зависим от трансфертов из Госбюджета. По прогнозам дефицит ПФ в следующем году может превысить 7,0% ВВП. Ориентировочно это на 1/3 больше бюджета на образование и на половину больше бюджета на здравоохранение.
Ожидаемой детенизации зарплат от сокращения ЕСВ не произошло
Работодатели не спешат увеличивать легальный ФОП и ситуация остаётся напряженной. С начала 2016 года поступления от ЕСВ сократились на 30% ниже прошлогодних. В январе-июле 2016 г. правительству удалось собрать ЄСВ на суму 73,3 млрд грн., т.е. на 28,2% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Разрыв был бы еще больше (+10%) если б не проведенное повышение зарплат военным.
Кроме этого наметилась тенденция, которая опосредованно указывает на дальнейшую тенизацию экономики. С начала 2016 года, постепенно сокращается численность застрахованных граждан, за которых работодатель платит ЕСВ. Количество штатных работников в январе-июле сократилось на 3,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В то же время за I полугодие 2016 г на 12 % (до 1058 тис.) увеличилось количество малых предприятий, которые работают по упрощенной системе налогообложения , что позволяет им оптимизировать налоговые обязательства и в первую очередь ЕСВ.
Весной МВФ потребовал от Украины эффективных мер по сокращению дефицита ПФ, но правительство пока не смогло предложить ничего эффективного в этом направлении. Среди соответствующих инициатив власти:
Сокращение льготных пенсий за «вредные условия труда».
КМУ сократил перечень вредных профессий (списки «№1» и «№2») , что давало возможность этой категории работников досрочно выйти на пенсию, получить более длительный отпуск, надбавки к зарплате, бесплатное молоко и др. По списку №1 количество работников сократили в 3 раза (до 55 тыс.), по № 2 - в 2 раза (до 102 тыс.). На сокращении сэкономили не более 0,03 млрд. грн.
Такое мероприятие неэффективное и незаконное. Неэффективность его состоит в том, что большая часть пенсионных льгот по спискам вредных профессий финансируется за счет их бывших работодателей . Незаконность – в том, что отмена пенсий людям, которые уже являются пенсионерами, противоречит Конституции Украины. Речь может идти только о будущих пенсионерах и шахтерах.
Форсирование введения накопительного уровня пенсионного страхования.
На сегодня в ВР зарегистрирован правительственный законопроект, согласно которого второй уровень пенсионного страхования должен заработать в Украине с 2017 года. В то же время принятие этого законопроекта не решит проблемы наполнения ПФ. В Украине с 2000 года введено (необязательное) накопительное пенсионное страхование. Сегодня человек может участвовать в добровольном страховании в негосударственных пенсионных фондах. Взносы на такое страхование мизерные и составляют 1% от ВВП. От участия в частных пенсионных фондах население удерживает низкий уровень доходов и недоверие к отечественным финансовым институтам.
Некоторые эксперты утверждают, что с введением второго уровня пенсионного страхования автоматически заработает фондовый рынок, и проблемы ПФ будут решены, что крайне сомнительно. Введение второго уровня не даст краткосрочного результата (через 2 - 3 года). Отдача от инвестиций появится лишь спустя 25 лет. За этот период инвестиции во второй уровень значительно усложнят возможность выплат и повышения пенсий нынешним пенсионерам.
Продолжаются упорные разговоры о повышении пенсионного возраста до «европейского уровня».
Сравнение в Европой не корректно т.к. в Украине средняя продолжительность жизни мужчин 66,3 года, т.е. в среднем на 12-14 лет меньше чем по странам ЕС, а женщин 76,2 года – меньше на 8-9 лет .
Сегодня еще не закончился переходный период повышения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, начатый пять лет назад. Эффект экономии от этого мероприятия несоизмерим с объёмом проблем ПФ. Повышение пенсионного возраста в 2011 году позволило сократить общий объём пенсионных затрат в 2012 году на 1,9 млрд. грн., в 2015 г – на 10 млрд. грн. В 2021 году ожидаемый эффект экономии составит 36 млрд. грн., что в 4 (!) раза меньше даже сегодняшнего дефицита ПФ.
Правительство не предложило адекватной схемы оплаты ЕСВ предпринимателям, которые находятся на упрощенной системе налогообложения.
Вместе с проектом бюджета 2017 г. Правительство готовит изменения в части ЕСВ. Согласно этих изменений, предпринимателей-упрощенцев в следующем году ждет удвоенная ставка ЕСВ. Минимальный взнос (22% с двух минимальных зарплат) будут оплачивать так же предприниматели на общей системе, которые не получают доход. Поступления в ПФ от этого нововведения составят около 5 млрд. грн. (2,7% от названного Министром дефицита).
Опыт последних трех лет показывает, что основным источником экономии ПФ останутся сами пенсионеры с их мизерными пенсиями.
Действующие пенсии, даже проиндексированные на прогнозный уровень инфляции, все равно будут отставать от минимальных потребностей населения. Реальная цена продуктовой корзины уже приблизилась к отметке 2100 грн. и продолжает расти.
Для большинства из 12 млн. пенсионеров пенсия составляет 1 738,9 грн. Это 56 грн./день (2 дол./день), что ниже международного уровня бедности (5 дол./день в ценах 2005 года по паритету покупательской способности). По оценке в ценах июля 2016 г прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц в Украине составляет 2300 грн .
По отношению к средней зарплате средняя пенсия по состоянию на начало августа 2016 г. составляет 37,6%, что значительно ниже, общепринятого уровня замещения трудового дохода в 40%. Для сравнения, уровень замещения пенсиями трудового дохода составляет 48,8% в Польше, 59,9% в Чехии, 73,9% в Испании. Один из самих низких уровень замещения пенсиями трудового дохода среди стран ЄС в Германии – 42%.
Индексация пенсий сильно отстает от роста потребительских цен. За 2014-2015 гг. украинские пенсионеры стали в 1,5 – 2 раза беднее. В декабре 2016 года власть должна повысить минимальную пенсию на 10%. Для того, что бы уровень жизни украинских пенсионеров вернулся к уровню 2014 года пенсии надо повышать как минимум на 50%.
До 2012 г. пенсии увеличивались на 20% от роста средней зарплаты по стране, в 2014 г. эту индексацию прекратили из-за резкого скачка цен. За два прошедшие 2 года уровень инфляции достиг 78% и минимальную пенсию с 2014-го до конца 2015-го годов должны были повысить з 949 грн. до 1596 грн., а в этом году – до 1 787 грн. По факту сегодня минимальная пенсия в Украине 1 130 грн. В результате (данные Минсоцполитики) более 7 млн. украинцев имеют расчётный базовый размер пенсии менее прожиточного минимума .