АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ БЛИЗКО К КОМАТОЗНОМУ СОСТОЯНИЮ

Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в июле и за 7 месяцев 2016 года:

09/08/2016
Моніторингові продукти
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ БЛИЗКО К КОМАТОЗНОМУ СОСТОЯНИЮ

большинство производственных площадей простаивает или выпускает единицы продукции, на плаву держится всего одно предприятие из восьми.

Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики(в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более полусотне государств на всех континентах).

Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. К 1992 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 7,5 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей.

В последние годы отечественный автопром работал все хуже и хуже. За годы независимости ни один иностранный автопроизводитель не построил ни одного собственного завода. Максимум, на что мог рассчитывать украинский автопром – право собирать иномарки или машино-комплекты через несколько лет после представления той или иной модели. 

В 2014-2015 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился на 85%, занятость — на 45%, реальная заработная плата — почти в 2 раза, продажи автотранспортных средств — на 77,5%, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 20%, а экспорт — почти в 10 раз.

В 2016 году в автомобилестроении Украины наступил полный обвал.

В июле собрано всего 268 легковых автомобиля (-57,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года), 77 грузовых автомобилей (-45,4%) и целых 18 автобусов (-76,9%).

Из всех заводов украинского автопрома в июле работали только кременчугский “АвтоКрАЗ” (на него пришлось 99,9% сегмента грузового автотранспорта), закарпатский “Еврокар” (все 268 легковых авто за месяц; это меньше, чем сходит с конвейеров «Тойоты»за 20 минут) и «Черкасский автобус» (собрал 17 автобусов – эквивалентноежечасовомувыпуску автобусов на заводе китайской корпорации «Кинг Лонг», + 2 (!) грузовых автомобиля).

Аналогичная картина наблюдается и за семь месяцев. Падение в сегменте легковых авто составило 34,7% (собрано 1903 ед. против 2914 в январе-июле 2015 года), грузовых – 38,5% (483 против 785), автобусов – 77,9% (72 против 326).При этом следует отметить, что сокращение производства зафиксировано относительно 2015 года – худшего года для автомобилестроения за все годы независимости.

Сами автомобилепроизводители пессимистически оценивают положение дел и свои перспективы. Еще в середине января корпорация «Укравто» объявила, что в 2016 году вообще не собирается выпускать в Украине легковые автомобили, сосредоточившись на выпуске 16 тыс. машино-комплектов для египетского завода General Motors. На вопрос – когда возобновится автопроизводство и возобновится ли вообще – владелец АвтоЗАЗа дает расплывчатый ответ: завод «не собирается возобновлять производство транспорта до тех пор, пока ситуация не изменится или не будут распроданы запасы на складах». Практика подтвердила анонсированное – за 7 месяцев завод произвел целых 4 автомобиля.

Ни одной единицы продукции с начала 2016 года не выпущено «Бориспольским автозаводом», «Часовоярским автобусным заводом» и «Черниговским автозаводом». Если ситуация не поменяется – высока вероятность повторения в отношении них сценария, поставившего точку в 20-тилетней истории «Кременчугского автосборочного завода» (выпустил в 1996-2013 годах более 160 тыс. машин, остановился летом 2014 года, в октябре 2015 – признан банкротом, ныне – в процедуре ликвидации).

По отечественному автопроизводителю продолжает «бить» и соглашение о Евроассоциации. Во исполнение наших обязательств перед ЕС с 1 января 2016 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Закон "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств" относительно колесных транспортных средств". Согласно его нормам, отныне в Украину запрещены производство, ввоз и легализация автотранспорта, который не соответствует нормам Евро-5. Де-факто это означает, что в страну невозможен импорт подержанных авто старше 2009-2010 годов (а азиатской – старше 2012-2013 года)[1], а регистрация новых отечественных автомобилей стандарта Евро-4 и ниже запрещается. В результате ЗАЗ уже вынужден отказаться от продолжения производства двух модификаций своих авто, а оставшийся модельный ряд будет адаптироваться под нормы Евро-5, включая ЗАЗ Sens.По той же причине «Евро-5» вынуждены были прекратить производство автобусов заводы корпорации «Эталон» (весь модельный ряд их автобусов не соответствуют новым экологическим нормам Евро-5, а новая экологичная модель пока только проходит испытания)[2]. Чуть проще пришлось КрАЗу, который в значительной мере поддерживают на плаву «военные заказы». Компания проще переживает правило «Евро-5», поскольку завод уже несколько лет как перешел на двигатели Deutz, Cummins, Daimler, Fiat, WEICHAI, Ford, Toyota. Благодаря этому все 33 модификации могут быть оснащены любым стандартом по желанию заказчика (например, африканские покупатели КрАЗов довольствуются стандартом Евро-0, но в Европу поставляются автомобили, отвечающие самым современным экологическим требованиям). И вместе с тем итоговые объемы сборки – 2,3 автомобиля в день – выглядят удручающе. Помимо этого, следует учесть, что в июле АвтоКрАЗ досрочно завершил выполнение заказа от Минобороны,а дальнейшее сотрудничество – под большим вопросом(чиновники МО в последнее время прорабатывали идеи отказа от продукции АвтоКрАЗ и перехода к белорусским МАЗам, которые можно крупноузлово собирать на территории Украины).Восстановление автомобилестроительной отрасли Украины в ближайшее выглядит маловероятным. С 1 августа заработал закон[3], согласно которому в течение ближайших трех лет можно будет ввезти в Украину импортное авто, заплатить существенно сниженный акциз. Соблюсти его условия (автомобиль должен быть не старше 1 января 2010 года выпуска и соответствовать нормам Евро-5) – несложно. Лицо, которое ввозит такой автомобиль (либо для собственных нужд, либо по доверенности в интересах другого лица) может воспользоваться такой льготой лишь один раз на протяжении календарного года, т.е. за 3 года можно ввести 3 авто. Ввозить автомобиль самостоятельно – необязательно, это может сделать любое лицо. Продать автомобиль, растаможенный по льготному тарифу, можно будет уже через 365 дней, с момента его оформления (если раньше - придется уплатить акциз по полной ставке).В таких условиях наращивать производство на отечественных предприятиях нецелесообразно– более обеспеченные украинцы будут закрывать свои потребности в транспортных средствах за счет импортных новых, а менее обеспеченные – за счет подешевевших подержанных автомобилей иностранного производства.

Уже сейчас становится очевидным, что автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие какой-либо реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо.

Владислав Мельник 

[1]Норма Евро-5 существенно подкосила и поставки новых автомобилей из тех стран, где Евро-5 было не обязательно. Так, по этой причине украинский рынок покинул целый ряд моделей: иранская Saipa Tibo, китайские корпорации Lifan, BYD и FAW , у которых не было сертификата Евро-5. Выбывают с украинского рынка и индийские производители Tata, Ashok Leyland, которые были известны не только готовыми грузовиками, но и своими шасси для автобусов украинского производства.

[2]При этом с 1 января 2016 года должен упасть и импорт подержанных автобусов и грузовиков из ЕС, так как норма Евро-5 действует в отношении и этого сегмента техники.

[3]№3251 (Закон Украины «Про внесення зміни до підрозділу 5 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України щодо стимулювання розвитку ринку вживаних транспортних засобів» №1389-VIII)