МАШИНОСТОЕНИЕ: ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ

22/09/2016
Моніторингові продукти
МАШИНОСТОЕНИЕ: ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ
1. Статистика производства и экспорта

В предыдущие годы машиностроение было одним из локомотивов роста экономики и экспорта. В 2012 г. отрасль занимала 10,2% в структуре реализации промышленной продукции и почти 20% в структуре экспорта, обеспечивая поступления 13,3 млрд. дол. экспортной выручки в Украину (топ - 3 по объемам экспорта после ГМК и сх). 

Однако машиностроение, особенно транспортное, уже 4-й год находится в жесточайшем кризисе, который значительной углубился в 2014-2016 гг.   
 
Производство
  • За 2014-2015 гг. Украина потеряла почти 1/3 машиностроения (производство снизилось на 31,8%)
  • Кризис продолжается и в 2016 г. Машиностроение – одна из немногих отраслей в промышленности, продолжающих демонстрировать спад: за первые 8 месяцев 2016 г. (против аналогичного периода прошлого года) производство в машиностроении упало на  0,4%. 
  • Если сравнивать с последним докризисным годом, то в январе - августе 2016 г. объемы машиностроительного производства были на 35,5% ниже аналогичного периода 2013 г.  Это наибольшие темпы падения производства среди всех отраслей промышленности. Статистика по отдельным под-отраслям еще более удручающая: за этот период транспортное машиностроение обвалилось ровно на половину, в т.ч. производство  автотранспортных средств рухнуло на 86% (!), производство ж.д локомотивов и подвижного состава – на 87% (!) 

Экспорт
  • Экспорт продукции машиностроения (группы 84-92 УКТВЭД) упал в 2,6 раза. В январе – августе 2013 г. Украина экспортировала по этим позициям товаров на сумму 6,223 млрд. дол., тогда как за первые 8 месяцев 2016 г. всего на 2,372 млрд. дол. 
  • По итогам 2015 г. экспорт машиностроения составил всего 4,778 млрд. дол. Для сравнения в 2013 г. такой объем экспорта  был достигнут за первые 5 месяцев года.  
  • Доля экспорта продукции машиностроения в общем товарном экспорте упала с 16,8% в 2013 г. до 12,1% в январе- августе 2016г. 
2. Причины кризиса
Причины кризиса в отрасли:
  • проведение АТО, что привело к потери ряда промышленных мощностей, оставшихся на неподконтрольных территориях, и разрыву производственных и логистических цепочек,
  • финансовый кризис (по оценкам НБУ, в отрасли сконцентрированы одни из наибольших кредитных рисков – предприятия машиностроения закредитованы, а их платёжеспособность одна из самых низких), 
  • отмена практически всех налоговых льгот (для судно- , авиастроения, ВПК) 
  • и пожалуй, главное – это потеря традиционных рынков сбыта, прежде всего, в страны Евразийского экономического союза, которые при отсутствии поддержки со стороны государства не были ничем компенсированы.     
3. Отдельный кейсы: наиболее пострадавшие под-отрасли машиностроения

Тяжелая ситуация наблюдается практически во всех подотраслях машиностроения.
3.1. Украина входила в десятку крупнейших стран мира по судостроению. Отечественные предприятия имели мощности для строительства всех классов кораблей – от легких яхт до тяжелых авианесущих крейсеров, от прогулочных катеров и буксиров до танкеров и балкеров. Полтора десятка судостроительных и судоремонтных заводов дополняла сопутствующая инфраструктура – НИИ, КБ, мощнейший центр подготовки будущих судостроителей – Николаевский кораблестроительный университет. Сегодня большинство из них занимается преимущественно судоремонтом. На стапелях продолжает гнить ракетный крейсер «Украина», третий год заморожено строительство первого экземпляра перспективного корвета проекта 58250.
В 2014-2015 гг. экспорт продукции судостроения и судоремонта снизился до 90-100 млн. долл. США, что в 6-8 раз меньше имеющегося потенциала и в 3-4 раза меньше средних объемов предыдущих 5-6 лет. В текущем году скорее всего будет меньше 70 млн. долл. США. Николаевские судостроительные заводы «им. 61 Коммунара », «Черноморский», «Океан», а также Херсонский завод «Паллада» и Килийский судостроительный-судоремонтный завод в 2014-2015 году не построили ни одного судна. Только в 2015 году Херсонский судостроительный завод построил два буксира, а киевский завод «Ленинская кузница» два бронированных катера для ВМС Украины. Киевский судостроительный-судоремонтный завод ежегодно сдает одно морское гидрографическое судно МЗ-314, а черкасская судостроительная верфь «Орион» по два небольших земснаряды. Как позитив можно отметить ССЗ «Нибулон», стабильно строит буксиры и баржи для своего флота. Вот и все достижения в судостроении за 2014-2015 годы. В 2016 году ярким событием для отрасли стала передача одного плавучего дока заказчикам из ЮАР, и закладка второго – для киприотов. 

3.2. В тяжелейшем состоянии находится авиастроение. В Украине имеется все необходимое, чтобы занимать ведущие позиции в мире по выпуску широкого спектра самолетов – КБ им О.Антонова, серийный завод «Антонов» (ранее «Авиант»), ГП «Антонов», Завод №410 гражданской авиации, Харьковское авиационное производственное объединение. Но из производителя самолетов Украина все стремительнее приближается к роли разработчика проектной документации и выпуска опытного образца. За 45 лет (1946-1991) было разработано 26 моделей самолетов АН, за 25 лет независимости – 4 (и еще одна модель АН-132 ожидается этой осенью). Дальше разговоров не продвигается в реализации проекта АН-70, который на момент создания (1987) считался одним из лучших в мире в своем классе летательных аппаратов. За последние 17 лет еще ни разу на четырех авиастроительных площадках вместе не было выпущено даже 10 самолетов (для сравнения – на площадке «Боинга» собирается более 700 самолетов в год). 
 
2016 год может стать для украинского авиастроения дном катастрофы: из-за разрыва кооперационных отношений с Россией и окончанием запасов деталей на складах – в 2016 году не будет собрано вообще ни одного самолета. Для наших последних разработок  (АН-132, АН-158 и АН-178) – вся надежда на проявляющих интерес иностранных заказчиков (Саудовская Аравия, Индия, Иран), но собирать они их хотят на своей территории. 

3.3. Военный конфликт и аннексия Крыма должны были привести к оживлению в таком мощном сегменте, как тяжелое машиностроение (ОПК). В этой сфере мы имеем невиданный и высококонкурентный потенциал, располагая мощностями для производства ракет, танков и другой бронированной техники, артиллерийского и стрелецкого оружия, оптико-электронных систем, систем управления, приборов военного назначения и многого другого. Вместе с тем новая власть, гордясь новыми рекордами по части размера строчки в бюджете на выпуск военной техники и вооружения, не в состоянии даже наладить нормальную работу предприятий ОПК. В 2016 году, уровень загрузки предприятий оборонки составил всего 25% (год назад – 35%). Новейшие разработки, такие как тяжелый боевой танк БМ «Оплот» (завод им. Малышева) интересует и поставляется не в Вооруженный силы Украины, а в Таиланд.  
Зеркалом кризиса в ОПК является состояние ведущего предприятия, некогда визитной карточки страны «Южного машиностроительного завода». Уже больше года более 50% производственных мощностей находятся в состоянии фактического простоя. В 2015 году по сравнению с 2013 годом выпуск продукции сократился в 17 раз. В июле 2016 года окончательно развалился украинско-бразильский проект «Алькантара» (на реализацию проекта и обслуживание привлеченных кредитов потрачено почти 4 млрд грн.). Едва подают признаки жизни проекты «Нептун», «Сапсан», «Гром», чуть дальше сдвинулось дело по проекту «Ольха» и «Гром-2».
Сборка первой ступени ракетоносителя среднего класса Antares для доставки грузов на МКС по контракту с NASA, разовые заказы от муниципалитетов на троллейбусы (не больше десятка единиц), десяток тракторов серийной модели ЮМЗ-8244.2 – таковы сегодня печальные будни предприятия, выпускавшего еще четверть столетия назад десятки баллистических ракет в год и без участия которого был немыслим любой старт Советского Союза в космос. 
В 2016 году работники предприятия больше, чем на работе, времени проводят на митингах и акциях протеста, пытаясь выбить долги по зарплате (на начало сентября – 48,2 млн. грн.), и сломать устоявшуюся тенденцию к 4-5тимесячным задержкам ее выплаты.

3.4. Еще более критичная ситуация складывается в автомобилестроении – эту отрасль мы теряем прямо на глазах.  В августе в стране из 8 автозаводов половина не выпустила ни одной машины («АвтоЗАЗ», «АвтоКрАЗ», корпорация «Богдан», Бориспольский автозавод), еще два – «имитировали жизнеспособность» («Черниговский автозавод» собрал 1 автобус, Часовоярский автозавод - 4). На этом фоне настоящими «лидерами» отрасли стали Черкасский автобус – 30 автобусов (в среднем по одному в день), и «Еврокар» - 309 легковых автомобилей (в среднем 10 в день). 
За январь-август 2016 года собрано всего 2212 легковых автомобилей (-24,1% по равнению с аналогичным периодом 2015 года), 483 грузовых автомобиля (-47,6%) и целых 107 автобусов (или в среднем 14 автобусов в месяц, -72,1%).  
В легковом сегменте работал практически один завод – ЗАО «Еврокар», который собрал 2208 из 2212 машин. Оставшиеся четыре транспортных средства – результат восьмимесячной работы некогда лидера отрасли – ОАО «Запорожского автомобильного завода», который – как и анонсировал в начале 2016 года – поставил себя на паузу на неопределенное время (по словам менеджмента – «пока ситуация не улучшится»).  Завод пребывает в коматозном состоянии: падение производства в 2016 году легковых автомобилей составило -99,8%, в отличие от прошлого года не собрано ни одного грузового автомобиля или автобуса (год назад – 15 и 46 соответственно).
Ни единой машины не выпущено на Бориспольском автозаводе. В августе, наконец, впервые в нынешнем году заработал Черниговский автозавод (входящих в корпорацию «Эталон»), но он собрал всего 1 автобус. Также только в августе «открыл для себя новый производственный год»  Часовоярский автобусный завод; результат – 4 автобуса (-96,6% по сравнению с январем-августом 2015 года).
Львиную долю в производстве автобусов за 8 месяцев занял ОАО «Черкасский автобус»: на нем произведено 91 из 107 машин, однако по сравнению с 2015 годом – это на 35,9% меньше. Ненамного лучше обстоят дела у корпорации «Богдан». За первые 8 месяцев она выпустила 11 автобусов (вместо 7 в январе-июне 2015 года), нарастив таким образом производство на 57,1%. 
Из 483 произведенных грузовых автомобилей – 480 собраны на «АвтоКрАЗе» (падение производства -47,6%). Его выручали в основном военные заказы, но после досрочного его выполнения в июле месяце произошло ожидаемое – завод стал, не выпустив ни единой машины. 

В отрасли машиностроения Украина де-индустриализируется настолько стремительными темпами, что через 3-5 лет в отдельных отраслях (напр., во многих видах транспортного машиностроения) эти процессы примут необратимый характер, и эти виды деятельности будут во многом утеряны в структуре экономики. За последние три года Украина потеряла треть своего машиностроения (а по отдельным под-отраслям, напр., автомобиле и вагоностроение, производство составляет всего 1/7 от 2013 г.).  
Факторы восстановления производства в отрасли остаются слабыми. Это прежде, это отсутствие разумной и про-активной промышленной политики (по поддержке и продвижению экспорта на новые рынки, создания новых рабочих мест, стимулирования новых видов деятельности, инноваций и т.д), находящаяся в глубоком кризисе банковская система, слабый прогресс в улучшении инвестиционного климата и значительные риски неопределенности, из-за отсутствия прогресса в урегулирования конфликта на Донбассе.
Продолжающийся спад в машиностроении – это удар по будущему страны, т.к. это отрасль  с одной из наиболее высоких долей добавленной стоимости, характеризующая уровень технологической сложности промпроизводства и экспорта. В то же время, отрасль не фигурирует среди приоритетов государственной политики: несмотря на обещания власти, в проекте бюджета 2017 нет ни одной новой целевой государственной программы поддержки под-отраслей машиностроения.



НоСЭП