БЮДЖЕТ МОГУТ СЕКВЕСТИРОВАТЬ
Министр финансов Александр Данилюк сообщил о том, что он допускает секвестр бюджета осенью, если не будет транша МВФ: «недопоступления в бюджет в случае срыва сотрудничества с МВФ нельзя перекрыть никакими популярными мерами».
23/08/2016
Моніторингові продукти
Тенденции выполнения бюджета 2016 свидетельствуют о том, что в конце года надо ожидать либо секвестра бюджета, либо эмиссии (которая будет произведена через выкупленные на вторичном рыке ОВГЗ Национальным банком) с вытекающими последствиями высокой инфляции и девальвации. В целом по оценкам ГФС общая сумма бюджетных рисков по налоговым поступлениям – 25 млрд. грн, а вместе с приватизацией и спецконфискацией разрыв увеличивается почти до 50 млрд грн:
В недопоступлениях доходов бюджета проявляются ошибки бюджетного планирования
- НБУ не может перечислить в бюджет 38 млрд грн. Законом о госбюджете 2016 предусмотрены перечисления НБУ в объеме 38 млрд грн. Удельный вес этого источника в доходах общего фонда госбюджета составляет 6,7%. Однако получив в прошлом году широкие полномочия по контролю за руководством НБУ, Совет НБУ все еще не сумел ими воспользоваться. Уже год как закончился срок полномочий членов Совета, а новый состав этого органа так и не сформирован. В результате, НБУ помимо всего прочего не может согласно закону утвердить свою смету за прошлый год и перечислить в госбюджет свою прибыль.
- Доходы от ренты недовыполняются. При формировании бюджета-2016 Минфин рассчитывал поступления от ренты на нефть, по цене 60 долларов за баррель, тогда как даже во время планирования она была уже 40 долларов за баррель. Вопрос также и по уровню добычи. Так, в бюджете на 2016 год объем добычи заложен в размере 4,2 млрд куб. м, фактически в 2014 году было 2,4 млрд куб. м, в 2015 году — 2,2 млрд куб. м.
Также рента на добычу янтаря оказалась ложным компенсатором —предполагалось, что она позволит привлечь 1,5 млрд грн. Легализовать добычу янтаря не удалось. По итогам полугодия фактические поступления немногим превысили 0,0005 млрд грн. Общая сумма недопоступлений по ренте за газ – 4,4 млрд грн, по нефти – еще 4 млрд грн и по янтарю – 1,5 млрд грн.
- Госбюджет 2016 не получит 7,7 млрд грн доходов от спецконфискации. Именно эти средства заложены в бюджете на финансирование армии. Как известно соответствующий законопроект не был поддержан парламентом.
- Госбюджет недополучит доходы от банковского сектора. В результате банкротства банков зафиксированы недопоступления в бюджет по налогу на прибыль от банковского сектора. Официально объявленная цена проблемы по банковскому сектору — порядка 2,5 млрд грн недоплаченных долгов.
- Правительство не может собрать долги с олигархов. Долгое время не может рассчитаться с бюджетом "Укрнафта" (до последнего времени контролировалась группой «Приват»). Согласно Минэкономразвития, в июне 2016, с учетом пени и штрафных санкций долг "Укрнафты" перед государственным бюджетом достиг 15,3 млрд грн. В самой компании позже заявили, что непосредственно налоговый долг составлял на тот момент 9,9 млрд грн.
Финансировать дефицит бюджета нечем
- План по приватизации провален. В 2014 году тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк объявил о намерении провести самую масштабную приватизацию за последние 20 лет. Однако уже третий год подряд процесс приватизации в Украине не движется дальше амбициозных планов. Законом о госбюджете 2016 предполагаются поступления от приватизации в объеме 17,0 млрд грн. За первое полугодие в бюджет поступило аж 42,0 млн грн или 0,3% от годового плана. Продажа ОАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ), который должен принести львиную доля поступлений от приватизации, была с треском провалена правительством. Продаются пока что лишь мелкие объекты и пакеты акций небольших предприятий. ФГИУ надеется улучшить положение во втором полугодии 2016 года за счет продажи госпредприятий группы "Г", которые имеют стратегическое значение или уникальное производство. В их числе, в частности, ОАО "Центрэнерго", ПАО "Сумыхимпром", ряд облэнерго и, конечно, ОПЗ. Тем не менее, выполнение плана сомнительно: иностранные инвесторы до сих пор боятся вкладывать большие деньги в украинскую экономику. Помимо рисков связанных с Донбассом, инвестклимат в стране остается неблагоприятным (сложная налоговая система, валютные ограничения, судебные споры с РФ и неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для украинского экспорта), осенью ожидается новый виток политической турбулентности.
- Власти не могут договориться с МВФ и донорами. Планы правительства получить международную помощь раз за разом откладываются из-за растущего недоверия внешних партнеров к правительству. Новый глава Минфина рассчитывал разблокировать внешнее финансирование и получить транш МВФ еще в мае, однако на дворе август, а Украины в плане-графике встреч совета директоров МВФ пока нет. Уже очевидно, что объем внешнего финансирования будет меньше, чем планировалось. Если ранее, глава НБУ Валерия Гонтарева сообщала о намерении получить до конца 2016 г не менее трех траншей от МВФ в размере 4,3 млрд дол, то в настоящее время – оптимистический сценарий два транша на общую сумму 2,7 млрд дол. Плавающий курс, повышение налогов и рост тарифов - требования МВФ, за которые заплатили население и бизнес, власти выполнили с опережением графика. А вот реформы, где начинается реальная борьба с коррупцией и затрагивающие интересы действующих чиновников не идут, как напр. электронное декларирование. Следующее рассмотрение дела по Украине пройдет не раньше сентября. Это означает полное отсутствие внешнего кредитования. Нет МВФ — нет других институциональных кредиторов. Помимо денег МВФ правительство планировало 1 млрд дол кредитных гарантий от США и 1,2 млрд евро от ЕС, выделение которых подвязано под решение МВФ. Для инфо: Законом о госбюджете для внешнего финансирования дефицита предусмотрено 125,5 млрд грн из них за первое полугодие получено только 31,1 млрд грн.
Тенденции выполнения бюджета свидетельствуют о том, что нарастают риски секвестра бюджета. Дыра в бюджете – по итогам года – с учетом доходов и финансирования может превысить 145 млрд грн. В случае секвестра в первую очередь пострадают капитальные расходы и инфраструктурные проекты, однако могут быть урезаны и социальные расходы. Создаются риски и для местных бюджетов. Слишком велико искушение использовать накопленный профицит на местах для закрытия дыры в госбюджете.
НоСЭП