ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2016 Г.

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за январь-август 2016 г.

29/09/2016
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ЗА 8 МЕСЯЦЕВ 2016 Г.
I. Доходы
В августе 2016 года темпы роста доходов госбюджета выросли. По оперативным данным государственной казначейской службы, за январь-август 2016 года в государственный бюджет поступило 361,2 млрд грн, что на 23,5 млрд грн больше аналогичного показателя прошлого года. Однако темпы наполнения бюджета продолжили свое падение. Так, в январе-июне 2016 г доходы госбюджета были на 8,6% больше доходов января 2015, то в январе-августе темпы роста составили всего 7,0%. Это значительно ниже, чем предусмотрено Законом о госбюджете на 2016 год – 15%. Более того, темпы роста кумулятивных доходов бюджета сегодня остаются положительными лишь благодаря пиковому платежу по налогу на прибыль, который приходится на август : 
  • В январе-августе доходы госбюджета от налога на прибыль предприятий составили 35,2 млрд грн и были на 35,5 % (9,2 млрд грн) больше чем в январе-августе 2015 года. 
  • Однако позитивная динамика – результат квартального платежа в августе этого года. Собственно в августе 2016 от налога на прибыль получено 9,5 млрд или треть всех доходов. 
  • Частично динамика доходов от налога на прибыль предприятий в этом году поясняется изменением правил администрирования. В прошлом году платежи были ежемесячные авансовые из расчета 1/12 прибыли предшествующего года. В этом году платежи квартальные из расчета прибыли текущего года. В то же время, нельзя исключать и административного давления на бизнес выплатить по максимуму прибыли в августе.  

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь-август, млрд грн

 

Доходы

Расходы

2015

2016 

 2016/  2015 

2015

2016 факт

 2016/  2015 

факт

факт

факт

Подоходный налог

28,1

37,1

31,9%

Оборона +правопорядок

58,0

74,1

27,8%

Налог на прибыль

26,0

35,2

35,5%

Здравоохранение

4,3

4,7

7,9%

НДС

116,2

149,4

28,6%

Образование

18,0

20,3

12,9%

Акциз

39,3

57,0

44,9%

Соцобеспечение

57,4

91,9

60,2%

Рентная плата (недра)

17,4

23,3

33,6%

Обслуживание долга

55,5

59,3

6,9%

Прибыль НБУ

39,1

-

-

Трансферты МБ

101,2

120,7

19,3%

Всего

337,7

361,2

7,0%

Всего

329,4

403,2

22,4%

Однако результаты августа вряд ли смогут кардинально улучшить ситуацию с бюджетными поступлениями.  
1. С начала года госбюджет «оставался на плаву» благодаря источникам, доходный потенциал которых имеет свои пределы:
Инфляция и девальвация - основные источниками наполнения бюджета с начала года, прежде всего, по непрямым налогам. Так, за первые 8 месяцев 2016 год сбор НДС  в госбюджет составил 203,9 млрд грн (+32,3% год к году), а от импортной пошлины доходы выросли на 37,7% до 12,4 млрд грн . Однако инфляция замедляется, а с ней падает и инфляционная прибавка по налогам на потребление.  
  • Рост доходов, достигнут за счет увеличения фискального прессинга на население и отдельные отрасли (производство подакцизных товаров, сх), а не детенизации и восстановления экономики, а потому не может носить устойчивый характер:
  • Повышения ставок акцизов. Поступления от акцизного налога выросли на 44,9% год к году до 57,0 млрд грн. Это следствие повышения с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр. 
  • Повышения ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Поступления от НДФЛ по результатам 8 месяцев 2016 года составили 37,1 млрд грн, что на 31,9% больше чем в аналогичном периоде 2015 года (28,1 млрд грн). Около половины роста доходов от НДФЛ объясняется увеличением налоговой ставки для доходов ниже 13 780 грн  с 15% до 18%.
  • Частичная отмена специального сельскохозяйственного режима. Поступления НДС от аграрного сектора в первые 8 месяцев 2016 года составили 3,3 млрд грн. 
Рост отчислений госпредприятий. Госпредприятия перечислили в бюджет 8,8 млрд грн в виде дивидендов/части прибыли (имеется в виду прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий). По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. такие отчисления госпредприятий увеличились на 5,2 млрд грн (+244%). Это стало возможным из-за увеличения нормативов отчисления прибыли государственными унитарными предприятиями в бюджет с 30% в 2015 году  до 50% в 2016 году (для остальных с 15% до 30%). Следует отметить, что процент отчисления госпредприятиями прибыли в бюджет можно установить и на уровне 100%, но при этом госкорпорации будут лишены инвестиционного ресурса. 

2. В то же время другие источники доходов ненадежны:
  • Ресурс Укргазвыдобування сократился. Доходы от рентной платы за пользование недрами в январе – августе 2016 года были выше чем в аналогичном периоде 2015 года на 5,9 млрд грн или 33,6%. Однако этот показатель – результат рекордных сборов рентных платежей за первые 5 месяцев 2016 года. С июня доходы от рентной платы, как мы и прогнозировали, сократились год к году. В июле они были на 0,5 млрд грн ниже прошлого года и составили 1,3 млрд грн, в августе – на 0,2 млрд грн ниже прошлого года и составили 3,4 млрд грн. Причина – высокая сравнительная база и сокращение ставок рентной платы для Укргазвыдобування и частных компаний. 
  • Доходы от ЕСВ стабильно на треть ниже, чем в прошлом году. В январе-августе 2016 года правительству удалось собрать 83,6 млрд грн ЕСВ, что на 28,4% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Динамика доходов от ЕСВ не дает возможности говорить об эффекте детенизации в результате снижения ставки ЕСВ и решении проблем дефицита Пенсионного фонда. С февраля сбор ЕСВ был стабильно 27-32% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. 
3. Ряд доходов госбюджета недовыполняется, в том числе из-за просчетов в планировании
Так недовыполняются доходы от рентных платежей (переоценка цены на нефть, возможности легализации рынка янтаря). Общая сумма недопоступлений по ренте за газ – 4,4 млрд грн, по нефти – еще 4 млрд грн и по янтарю – 1,5 млрд грн. В 2016 году правительство не успеет получить 7,7 млрд грн средств от спецконфискации. До сих пор блокируются перечисления прибыли НБУ в бюджет.
II. Дефицит и расходы бюджета 
Ввиду квартального платежа по налогу на прибыль и низких темпов выполнения расходов в августе дефицит государственного бюджета сократился до 42,9 млрд грн. (против дефицита в 49,9 млрд. грн в июле).

Временное сокращение дефицита также частично можно отнести на счет медленного выполнения плана расходов государственного бюджета. Так, по общему фонду госбюджета расходы недовыполнены на 7.0% от плана на период или на 28,8 млрд грн. Среди лидеров по недовыполнению расходов является экономическая деятельность и в частности дорожное хозяйство, здравоохранение, межбюджетные трансферты, соцобеспечение. Годовой план капитальных расходов за 8 месяцев этого года выполнен менее чем на треть. 

Риски секвестра бюджета ослабли, но до конца остаются не снятыми.  
В конце года ожидается необходимость в ускорение расходов в связи с началом отопительного сезона и соответственно платежей за коммунальные услуги. В то же время, ресурсы для наращивания расходов ограничены как в виду сложностей со сбором доходов, так и ограниченных источников для покрытия дефицита бюджета.:
  • Приватизацию в 2016 г. уже точно провалена. Законом о госбюджете 2016 предполагаются поступления от приватизации в размере 17,0 млрд грн, из них получено за январь –август 0,06 млрд грн или 0,4% от плана. 
  • Объем привлеченного внешнего финансирования, скорее всего, будет меньше, чем планировалось. Законом о госбюджете для внешнего финансирования дефицита предусмотрено 125,5 млрд грн, из них, за первое полугодие получено только 32,0 млрд грн Недополучено 93 млрд грн или по курсу чуть менее 4 млрд дол США, из низ 1 млрд. дол. Украина закроет за счет еврооблигаций размещенных в сентябре под госгарантии США, еще 600 млн. евро планируется получить от ЕС и еще 600 млн. дол. даст ВБ на закупку газа. Остальных денег нет, и вряд ли будут (напомним транш МВФ полностью пошел в резервы НБУ).

По итогам 8 месяцев, ситуация с наполнением бюджета остается сложной. Бюджет остается «на плаву» во многом за счет искусственное сдерживания роста дефицита бюджета путем экономии на госинвестициях, «социальных» расходах и недофинансировании местных бюджетах. После выделения транша МВФ и разблокирования другого внешнего официального финансирования риски секвестра бюджета ослабли, но до конца остаются не снятыми.

НоСЭП