ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В январе - сентябре 2016 года грузооборот увеличился на 1,0%, перевозки грузов – на 3,6%, пассажирооборот – на 4,6%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,3%.

27/10/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Прежде всего, необходимо отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие ухудшения базы сравнения, за которую принято катастрофическое для отрасли прошлогоднее падение, пик которого пришелся на первую половину 2015 года (в тот период грузооборот сократился на 17-22%, пассажирооборот – на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г). 
По итогам января-сентября 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:
  • в грузовом сегменте: 
o на 15,2% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 4,9% выросла перевалка грузов. Транзит аммиака увеличился на 7,8% (и этот позитивный сигнал может поспособствовать Одесскому припортовому заводу в поиске нового эффективного хозяина, с учетом и того, что Правительство поумерило аппетиты и на прошлой неделе снизило стартовую стоимость 99,6% его акций с 2,6 раза – до 5,16 млрд. грн., а предприятие получило гарантии поставок от НАК «Нефтегаз Украины» природного газа в объеме 300 млн. кубометров до 31 декабря 2016 года). На 9,4% выросла перекачка газа, что тоже неплохо на фоне той лихорадки, которая развернулась в вопросе – кто управляет «Укртрансгазом», не добавляя кампании ни имиджа, ни спокойствия для обеспечения стабильной работы. 
o стоит также отметить рост перевозки авиационным транспортом – на 2,4% по грузообороту и на 8,1% - по объемам перевозок (хотя темпы роста заметно замедлились – по итогам 7 месяцев они составляли 10,6% 14,3% соответственно); вместе с тем, авиация традиционно занимает крайне малый удельный вес в грузовом сегменте – менее 0,1%...
o выросли автомобильные перевозки – на 9,0% по грузообороту и на 14,8% - по объемам перевозок;
o железнодорожники увеличили объемы перевозок нефти и нефтепродуктам – на 18,4%, по коксу на 10,8%, черным металлам – на 10,0%, зерну и продуктам его перемола – на 9,3%, цементу – на 8,4%, химическим и минеральным удобрениям– на 0,4% (характерно, что темпы роста по многим категориям сокращаются из месяца в месяц).
в пассажирском сегменте:
o существенный прирост зафиксирован в авиаперевозках: +30,7% по пассажирообороту и +26,6% - по количеству перевезенных пассажиров;
o на 5,0% увеличился пассажирооборот на железнодорожном транспорте (правда, при этом, количество перевезенных пассажиров сохранилось на прошлогоднем уровне);
o на 45,7% вырос пассажирооборот на водном транспорте (хотя его доля в общем объеме составляет всего 0,03%).
Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:
  • на 5,3% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 58% от их общего объема), на 1,4% - объемы перевозки грузов. В частности, на 22,3% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 15,5% - строительных материалов, на 12,7% - лесных материалов, на 7,9% - железной и марганцевой руды, на 2,0% - угля. Железнодорожники испытывают острый дефицит в подвижном составе и уже все чаще не в состоянии вовремя удовлетворять заявки на перевозки грузов. Из-за этого металлургические предприятия вынуждены работать в условиях дефицита сырья и нести дополнительные убытки из-за сложной логистики и в результате терять объемы производства и экспортную выручку. Если бы не ряд препятствий в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы, объемы производства стали могли бы достичь в Украине 15-16 млн тонн, что обеспечило бы $1,8 млрд. США дополнительных валютных поступлений в государственный бюджет;
  • значительно упал грузооборот – основной показатель экономической эффективности отрасли – в сегменте водного транспорта (-28,1%). Неприятным фактом остается крайне низкий уровень использования этого самого экологически чистого и экономически эффективного вида транспорта – если в странах ЕС на водные перевозки приходится около 15% грузопотока, то в Украине этот показатель составляет менее 1%... 
  • существенно упали объемы перекачки нефти (-14,6%), что может привести к ухудшению показателей деятельности ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов ( общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?) .
  • неудовлетворительные результаты работы  продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (пассажирооборот сократился на 1,7%, количество перевезенных пассажиров – на 11,5%);
  • перевозки пассажиров водным транспортом в январе-сентябре сократились на 20,9%, за 9 месяцев перевезено всего 400 тыс. человек, и по этому показателю Украина отброшена на уровень 30-х годов прошлого столетия… 
  • хуже, чем в достаточно провальном прошлом году, работал весь городской электрифицированный транспорт: троллейбусный (-2,5% по пассажирообороту и -3,3% по количеству перевезенных пассажиров), метрополитеновский (-1,2% и -1,4%), трамвайный (-2,4% и -2,7%).    
Поразивший Украину глубокий кризис в транспортном секторе больно бьет по достаточно развитой в стране отрасли транспортного машиностроения. 
  • За весь прошлый год и в 2016 году три авиастроительных завода не получили ни одного заказа внутри страны (ни от титульного национального перевозчика «МАУ», ни от более мелких авиакомпаний). Сами авиастроители, похоже, также не видят особых перспектив роста внутреннего спроса, больше надеясь на развитие совместных предприятий по сборке авиационной техники в Иране, Саудовской Аравии и на других новых рынках. Конфликт с РФ привел к тому, что запасы комплектующих российского происхождения уже исчерпались, и ГП «Антонов» вынуждено признать – в 2016 году оно не соберет ни одного самолета…
  • Практически простаивают судостроительные заводы («Океан», «Черноморский судостроительный завод», «Завод им. 61 коммунара», «Херсонский судостроительный завод» и др.), зарабатывая в основном не судостроением, а судоремонтом. Пока лишь словами остаются заявления о намерении возродить военно-морской флот (потерявших в результате аннексии Крыма более 70% плавсостава), о масштабном строительстве пассажирских судов речи вообще не идет, а на рыболовецком флоте поставило крест и само государство, объявив о намерении продать всю «океанскую флотилию» (состоящую ныне из … 4-х судов).
  • Еще более парадоксальная ситуация – с обновлением парка железнодорожного подвижного состава. Профильное министерство и «Укрзализныця» продолжают жаловаться на его состояние: 
o общий коэффициент его износа составляет 86,6%, а доля вагонов возрастом до 10 лет – составляет всего 6%; 
o из общего парка в 5210 пассажирских вагонов находятся в эксплуатации только 3437; 
o начиная со второго полугодия каждый квартал будет теряться из-за превышения предельного срока эксплуатацию порядка 200 пассажирских вагонов. 
o В следующем году предстоит отправить на плановый ремонт все 10 имеющихся поездов Hyundai Rotem. Ремонт одного – занимает примерно месяц, и чтобы безболезненно пережить этот процесс – нужно купить в 2016 году не менее двух новых составов, иначе в следующем году придется сокращать сеть маршрутов скоростного железнодорожного сообщения. 
o Вместе с тем, на весь 2016 год предусмотрена закупка всего 21 пассажирского вагона (8 обычных купе и 13 вагонов-трансформеров) – при таких темпах на обновление вагонного парка понадобится более 160 лет…
o Последний зерновоз был куплен «Укрзализныцей» 23 года назад – в 1993 году. Невзирая на то, что урожаи зерновых за этот период выросли на 80% (а соответственно увеличились и заявки на перевозки) новых закупок соответствующей техники нет. 
В январе-сентябре 2016 года транспортная отрасль демонстрировала разнонаправленные тенденции – как говорящие о начале восстановления, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено еще не по всем параметрам. Кризис в транспортном секторе экономики Украины продолжает подрывать работу отрасли транспортного машиностроения, перебивающейся мизерными заказами либо вообще не получающей их с внутреннего рынка…

Владислав Мельник