ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-ОКТЯБРЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В январе - октябре 2016 года грузооборот увеличился на 1,3%, перевозки грузов – на 3,8%, пассажирооборот – на 4,6%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,6%.

22/11/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-ОКТЯБРЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Наблюдаемый в 2016 г . небольшой прирост в транспортных перевозках объясняется в значительной мере эффектом низкой базы сравнения прошлого года, когда грузооборот за 10 месяцев, к примеру, сократился на 8,3%, а пассажирооборот – на 9,1%. В целом за 2 года Украина потеряла в сравнении с 2014 годом 7,2% грузовых и 5,0% пассажирских перевозок. Вернуться на тот уровень при нынешних темпах роста по пассажирообороту удастся лишь в 2018, а по грузообороту – только в 2021 году. 
По итогам января-октября 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:
  • в грузовом сегменте: 
o на 14,5% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 6,8% выросла перевалка грузов. Транзит аммиака увеличилась на 5,5% (правда, этот позитивный момент пока не помог ОПЗ найти нового эффективного хозяина). На 11,3% выросла перекачка газа, и это позволяет рассчитывать на дальнейших рост доходов государственного оператора газотранспортной системы - «Укртрансгаза»;
o стоит также отметить рост перевозки авиационным транспортом – на 6,8% по грузообороту и на 11,7% - по объемам перевозок; вместе с тем, авиация традиционно занимает крайне малый удельный вес в грузовом сегменте – менее 0,1%...
o выросли автомобильные перевозки – на 9,4% по грузообороту и на 14,2% - по объемам перевозок;
o железнодорожники увеличили объемы перевозок по нефти и нефтепродуктам – на 23,5%, зерну и продуктам его перемола – на 9,1%, черным металлам – на 8,8%, коксу на 7,7%, цементу – на 7,5%, химическим и минеральным удобрениям – на 2,5%.
  • в пассажирском сегменте:
o существенный прирост зафиксирован в авиаперевозках: +31,9% по пассажирообороту и +27,7% - по количеству перевезенных пассажиров;
o на 5,0% увеличился пассажирооборот на железнодорожном транспорте, хотя количество перевезенных пассажиров сократилось на 0,1%;
o на 31,9% вырос пассажирооборот на водном транспорте.
Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:
  • на 4,8% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 59% от их общего объема); на 1,3% - объемы перевезенных грузов. На 17,9% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 14,8% - строительных материалов, на 14,0% - лесных материалов, на 7,8% - железной и марганцевой руды, на 3,2% - каменного угля. В первую очередь – это следствие катастрофической ситуации с обеспечением заявок на вагоны. Железнодорожники испытывают острый дефицит в подвижном составе и все чаще не в состоянии вовремя удовлетворять запросы на перевозки грузов (в 2016 г. выделение вагонов стало чуть ли не самой острой коррупционогенной темой, на которой попался уже не один представитель «Укрзализныци»). Из-за недостатка вагонов металлургические предприятия вынуждены работать в условиях дефицита сырья и нести дополнительные убытки из-за сложной логистики и в результате терять объемы производства и экспортную выручку. Если бы не ряд препятствий в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы, объемы производства стали могли бы достичь в Украине 15-16 млн. тонн, что обеспечило бы $1,8 млрд. США дополнительных валютных поступлений в государственный бюджет;
  • значительно упал грузооборот – основной показатель экономической эффективности отрасли – в сегменте водного транспорта (-28,0%). Фактом остается крайне низкий уровень использования этого самого экологически чистого и экономически эффективного вида транспорта – если в странах ЕС на водные перевозки приходится около 15% грузопотока, то в Украине этот показатель составляет менее 1%...
  • существенно упали объемы перекачки нефти (-12,4%). Это грозит дальнейшим снижением уровня прибыли ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?) .
  • неудовлетворительные результаты работы  продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (пассажирооборот сократился на 1,6%, количество перевезенных пассажиров – на 11,4%) и метрополитен (-2,6% и -2,7% соответственно).
  • перевозки пассажиров водным транспортом в январе-октябре сократились на 22,4%, за 10 месяцев перевезено всего 400 тыс. человек, и по этому показателю Украина отброшена на уровень 30-х годов прошлого столетия… 
  • хуже, чем в достаточно неудачном прошлом году, работал весь городской электрифицированный транспорт: трамвайный (-4,5% и -4,7%), троллейбусный (-2,9% по пассажирообороту и -3,7% по количеству перевезенных пассажиров), метрополитеновский (-1,0% и -1,1%). Беднеющее население после проведенных повсеместно повышений тарифов все больше предпочитает передвигаться на малые расстояния не на транспорте, а пешком.    
Поразивший Украину глубокий кризис в транспортном секторе больно бьет по достаточно развитой имеющейся в стране отрасли транспортного машиностроения.
  • За весь прошлый год и в 2016 году три авиастроительных завода не получили ни одного заказа внутри страны (ни от титульного национального перевозчика «МАУ», ни от более мелких авиакомпаний). В 2016 году впервые за годы независимости вообще не будет выпущено ни одного самолета. А на этой неделе уехал из страны легендарный авиаконструктор Д.Кива (разработчик АН-70, АН-140, АН-148, АН-158, АН-178 – всех тех моделей, которые появились за годы независимости). Теперь его более чем 50-тилетний опыт будет служить созданию и развитию отрасли самолетостроения в Азербайджане… 
  • Практически простаивают судостроительные заводы («Океан», «Черноморский судостроительный завод», «Завод им. 61 коммунара», «Херсонский судостроительный завод» и др.), зарабатывая в основном не судостроением, а судоремонтом. Пока лишь словами остаются заявления о намерении возродить военно-морской флот (потерявших в результате аннексии Крыма более 70% плавсостава), о масштабном строительстве пассажирских судов речи вообще не идет, а на рыболовецком флоте поставило крест и само государство, объявив о намерении продать всю «океанскую флотилию» (состоящую ныне из … 4-х судов).
  • Еще более парадоксальная ситуация – с обновлением парка железнодорожного подвижного состава. Профильное министерство и «Укрзализныця» продолжают жаловаться на его состояние: общий коэффициент его износа составляет 86,6%, а доля вагонов возрастом до 10 лет – составляет всего 6%; из общего парка в 5210 пассажирских вагонов находятся в эксплуатации только 3437; начиная со второго полугодия каждый квартал будет теряться из-за превышения предельного срока эксплуатацию порядка 200 пассажирских вагонов. Однако планами «Укрзализныци» предусмотрена закупка в 2016 году всего 23 пассажирских вагона. Такими темпами обновление подвижного состава займет многие десятилетия.
  • Даже для сегмента городского транспорта – наблюдается явный перекос в пользу закупок импортной техники, хотя имеются отечественные, не уступающие зарубежным разработки. Для линии скоростного трамвая в Киеве в 2016 году всего будет закуплено 11 составов, но только один из них – украинский (львовского концерна «Электрон»), в то время как остальные десять – польские от Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA. 
В январе-октябре 2016 года транспортная отрасль демонстрировала разнонаправленные тенденции – как говорящие о начале восстановления, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено еще не по всем параметрам. Кризис в транспортном секторе экономики Украины продолжает подрывать работу отрасли транспортного машиностроения, перебивающейся мизерными заказами либо вообще не получающей их с внутреннего рынка…

Владислав Мельник