КАБМИН УТВЕРДИЛ СПИСОК ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Кабинет министров определил перечень из 19 профессий общегосударственного значения, подготовка кадров по которым будет осуществляться в профессионально-технических учебных заведениях за средства государственного бюджета.

24/11/2016
Моніторингові продукти
КАБМИН УТВЕРДИЛ СПИСОК ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ
Список будут утверждать каждый год.
В список попали 19 приоритетных профессий, которые включают такие позиции : машинист буровой установки, наладчик станков, бурильщик скважин и помощник бурильщика скважин, моторист буровой установки, машинист буровой установки, сборщик корпусов металлических судов, живописец, монтажник систем вентиляции, пчеловод, монтер путей, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, виноградарь, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, тестодел, станочник деревообрабатывающих станков, станочник широкого профиля, токарь, фрезеровщик.

Правительство будет финансировать ПТУ в таких случаях:
  • Если учебное заведение обслуживает всю страну.  Мотивация - в условиях децентрализации область потенциально не будет заинтересована оплачивать из своих средств обучение студентов, которые после окончания ПТУ разъедутся по всей стране. 
  • Большой спрос на рынке труда.

На финансирование приоритетных профессий в 2017 году правительство планирует потратить 169, 6 млн. грн. Этими деньгами планируется полностью покрыть обучение 11 860 студентов-пэтэушников. Средства будут включены в образовательную субвенцию и переданы местным бюджетам. Приоритетные специальности будут пересматриваться каждый год.

Подходы правительства к формированию списка вызывают вопросы:
Противоречивы заявления МОН относительно выбранных приоритетов. В июне этого года, Министр образования и науки Лилия Гриневич сообщила о том, что на рынке труда наиболее дефицитными являются профессии тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства и мастера по пошиву швейных изделий. Но, эти профессии не попали в список. В МОН пояснили, что весь перечень наиболее нужных специалистов состоит из 100 позиций. Его будут составлять каждый год, но в данной ситуации финансирования хватило только на 19 профессий – «особо приоритетных».
Согласно альтернативным источникам сегодня в Украине на рынке труда другие потребности. В последней аналитической записке Госслужбы занятости о состоянии рынка труда, было указано, что лидерами по количеству вакансий остаются такие специальности, как: слесарь, токарь, электрогазосварщик, водитель, швея, работник по ремонту электрооборудования, а в сельском хозяйстве – трактористы и работники по обслуживанию с.х. производства.   
При составлении списка проигнорировано мнение  работодателей и профсоюзов. По заявлению руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского  список не был согласован с общим представительским органом работодателей и общим представительским органом профсоюзов на национальном уровне, а замечания, которые они высказали, не учтены.
Размытыми выглядят и сами принципы выбора «приоритетных» профессий, которые обуславливают закладывают субъективный и оторванный от реальности подход к формированию госзаказа. Он базируется на очень общих  3-х критериях : 
  • удовлетворение потребностей всех сфер общественной жизни в рабочих кадрах с учетом среднесрочного прогноза (имеется в виду прогноз удельного веса лиц с соответствующим образованием в структуре трудоспособного населения);
  • повышение образовательного потенциала населения;
  • стоимость услуг по подготовке одного квалифицированного специалиста за бюджетные средства.
Т.е. при формировании госзаказа не учитываются: реальный прогноз рынка труда, определённые приоритеты экономического развития, необходимость взаимодействия между основными социальными партнерами (работодателями и профсоюзами, органами центральной и местной власти).

Отсутствие четкого понимания потребности рынка труда по регионам, непонятные критерии отбора специальностей для подготовки кадров и формирование госзаказа на центральном уровне несет ряд негативных последствий:
  • Коррупции. Правительство распределяет деньги между регионами по непрозрачным размытым критериям, оставляет за собой возможность ежегодного перераспределения денежных потоков. Таким образом, возвращается практика 90-х, когда объем субвенций прямо пропорционален градусу лояльности центральной власти к региону. Последствия такого подхода давно известны – коррупция, отсутствие подотчетности, нивелирование стимулов эффективного расходования собственных средств на местном уровне.
  • Роста числа безработных. Если государство не гарантирует соответствия образования рынку труда, то несмотря на значительные  его диспропорции и нехватку технических специалистов, выпускники ПТУ часто остаются безработными. На сегодня уровень нетрудоустроенных выпускников ПТУ в некоторых областях Украины (например, Закарпатье, Львов, Тернополь) достигает 30%. Но даже там, где первичную работу получают все выпускники, на рабочем месте удерживается чуть больше половины.
  • Повышение расходов госслужбы занятости. Так например, по словам HR-специалиста Русланы Березовской, живописцы могут не найти работу на украинском рынке труда: «Потребуется переквалифицироваться, так как чаще ищут дизайнеров и программистов». 
  • Поддержка неэффективных учебных учреждений. Образовательные учреждения никак не заинтересованы предоставлять качественные услуги образования в соответствии с требованиями рынка труда. «Госзаказ» по-украински решает внутренние проблемы обанкротившихся учебных учреждений:  поддерживает инфраструктуру и преподавательский состав. В лучшем случае, такая модель  может частично обеспечить доступность образования низкого качества для незащищенных слоев население, что в конечном счете, неприемлемо как для людей так и для государства в целом.
  • Снижение конкурентоспособности экономики в будущем. Сформированный список приоритетных профессий близорук, инертен и никак не учитывает будущих потребностей рынка труда, необходимости трансформации экономики. Сегодня уже назрела потребность говорить о подготовке рабочих специальностей для 3D-печати, заправки солнечных батарей, ремонтников высокоточных приборов и робототехники. Согласно последнему докладу ВЭФ, в 2020 году «Развитие робототехники и компьютерных технологий заместит многих работников рутинного и конвейерного труда. Произойдет замена людей роботами в сфере производства и здравоохранения». Авторы исследования отмечают, что игнорирование проблемы в случае технологических изменений приведет к " нехватке специалистов на фоне массовой безработицы и растущего неравенства», потребует «переквалификации и повышение квалификации нынешних работников ".

Эксперты считают, что определение потоков направления средств на подготовку кадров ПТУ для всей страны можно было бы решить, взяв за основу ряд саморегулирующихся механизмов:
  • Создание стимулов подготовки кадров за счет работодателя, предоставление налоговых льгот на подготовку кадров в учебных учреждениях при предприятиях. Сегодня же согласно проекту изменений в Налоговый кодекс, не облагаемые ПДФО объемы перечисления средств за обучение персонала предлагается ограничить 3 минимальными зарплатами.
  • Повышение роли работодателя в процессе подготовки кадров. Все образовательные квалификационные характеристики и классификатор профессий писались без участия работодателя, многие из них устарели, роль работодателя в аттестационной комиссии номинальная. Как следствие, работодатели мало контактируют с учебными заведениями и практически не влияют на ситуацию. Чаще всего сотрудничество сводится к предоставлению мест для практики студентов. При этом их работа обычно сводится к выполнению примитивных задач. 
  • Повышение прозрачности использования, как частных, так и государственных ресурсов. Так, например, одна из претензий работодателей связана с устаревшей материальной базой ПТУ. Более половины основных средств ПТУ прослужило более 20 лет, еще 40-30% более 10 лет. Такая ситуация неприемлема при современных  темпах  технического прогресса. Работодателю выгодно предоставить современное оборудование за свой счет в целях обучения, однако основной преградой остается непрозрачность расходования ресурсов. 
НоСЭП