ПРАВИТЕЛЬСТВО СПУСТЯ 2 ГОДА ВСПОМНИЛО О РЕФОРМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На заседании КМУ 30.11.2016 принята Концепция реформы системы здравоохранения Украины (Концепция).

06/12/2016
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО СПУСТЯ 2 ГОДА ВСПОМНИЛО О РЕФОРМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Разработчики презентуют Концепцию как создание бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения, в которой новообразованный национальный заказчик медицинских услуг будет оперировать бюджетными средствами в рамках гарантированного уровня медпомощи, собранными через механизм общего налогообложения. Предложены этапы реализации: краткосрочный (подготовительный) – 2017 год, среднесрочный (этап внедрения)– 2018 – 2019 годы, долгосрочный (этап интеграции ) - 2020г. 

Гарантии государства в части объёма бесплатной медицинской помощи сводятся к одному - экономическим возможностям государства. Основа для решения - 95 ст. Конституции Украины. О 49 ст. Конституции, где населению гарантируется бесплатная медпомощь,  в документе даже не упоминается.
  • Вводится понятие «гарантированный пакет медпомощи»  (далее ГПМ).  Планируется, что он будет покрываться полностью или частично. Частично – это означает, что в рамках ГПМ вводится система со-оплат. Т.е. за те услуги в пакете, которые государство не сможет покрыть в полном объёме, пациент будет доплачивать по  установленным МОЗом тарифам. За услуги сверх ГПМ пациент будет платить полностью по ценам, которые медучреждение будет устанавливать самостоятельно и приходовать на свой счет. 
  • Перечень видов помощи, закладываемых в пакет меньше тех, которые предусмотрены Законом.  Из него выпали: паллиативная помощь, помощь по эпидпоказаниям и проведение медико-социальной экспертизы.
Гарантии «бесплатности» максимально сужены, но даже они вряд ли будут обеспечены в полном объёме. 
  • ГПМ разделен на 2 части. Полностью бесплатную – это первичная и экстренная помощь (включая в стационаре) и часть, подлежащую со-оплате – это услуги специалистов и обследования по направлению, плюс стационарное лечение и высокоспециализированные услуги.
  • Предлагая «бесплатную часть» население вводится в заблуждение. Фактически под «со-оплату» попадет значительная часть услуг первичной помощи, а именно анализы, обследования, консультации.  Например, согласно протокола «Стабильная ишемическая болезнь сердца» (от 2016 года), на «первичке» необходимо обязательно сделать общие анализы крови, мочи и ЕКГ. На бумаге (по табелю оснащения) в амбулатории должны быть  электрокардиограф, оборудования для лабораторной диагностики и пр. .  
  • В реальности уровень оснащения первичной помощи, составляет в среднем 40% от потребности.  В такой ситуации участковый врач направит больного на вторичный уровень, где пациент уже будет доплачивать за услугу. 
  • Особенно сложной ситуация будет в сельской местности, где кроме недостатка оборудования  еще и значительный кадровый дефицит. В случае физического отсутствия врача в местной амбулатории пациент даже не сможет получить направления. В лучшем случае он поедет за направлением в амбулаторию, где есть врач или будет вынужден получить без направления полностью платную услугу.
Объём средств направляемых на покрытие ГПМ может уменьшаться в случае увеличения бюджетного дефицита, перечень бесплатных услуг сужаться, а уровень со-оплат от населения увеличиваться. 
  • Предполагается, что ежегодно общий объём финансирования ГМП будет устанавливаться путем политических переговоров и общественного консенсуса.  После этого, «согласованный»  объём средств будет использоваться на основе технических расчетов и рамочных стандартов  предоставления медпомощи. Последние разрабатываются и утверждаются МОЗ. Т.е. если «согласованного» объёма не будет достаточно на покрытие бесплатной помощи, то есть риски, что перечень бесплатных услуг будет урезаться,  а перечень со-оплачиваемых увеличиваться. 
  • В системе «со-оплат» в рамках ГПМ есть риски  того, что  медучреждению будет «не выгодно» предоставлять «чисто» бесплатные услуги. Средства, полученные  от со-оплат или оплат сверх ГПМ, будут поступать на счет медучреджения. В такой ситуации возникает интерес назначать «дополнительные» исследования, обследования, манипуляции и консультации. 
Есть риски, что сеть первичной медпомощи развиваться не будет, а оснащенность  ее ухудшится. 
  • Планируется, что местная власть, получив в результате децентрализации дополнительные средства, сможет направить их на управление и развитие коммунальных медучреждений, в том числе на приобретение медицинского оборудования, капитальные расходы, оплату дополнительных мед услуг сверх ГПМ. Напр., только на «первичке» необходимо создать около 4 тыс. амбулаторий. (Сегодня работает примерно 5 тыс. амбулаторий, по нормативу надо более 9 тыс.).  
  • В то же время, успехи реформы фискальной децентрализации сильно преувеличены и неравномерно распределены между местными бюджетами. Доля собственных доходов местных бюджетов (без трансфертов) даже ниже чем в 2013. Из-за перераспределения в доходах между уровнями местных бюджетов, наибольший дополнительный ресурс пошел на откуп городов областного значения. Тогда как по бюджетам сел и городов районного значения в целом наблюдается падение в доходах. Кроме того, власти продолжают сбрасывать на места необеспеченные финансовыми ресурсами расходы: в проекте бюджета -2017 не хватает минимум 9 млрд. грн. дополнительной субвенции на расходы по оплате труда обслуживающего персонала в мед и общеобразовательных учебных заведениях. Кроме того, НКРЕ с 1 декабря 2016 г. повысил тарифы на тепловую энергию для бюджетников в среднем на 21,7% и на горячее водоснабжение на 20,1%, что не учтено в бюджете этого года и следующего года. Поэтому все ожидания по развитию коммунальных медучреждений на фоне значительных финансовых возможностях местных властей, могут оказаться существенно завышенными и несбыточными.  
Вводятся договорные отношения между заказчиком и поставщиком медуслуг (Договор о предоставлении медуслуг), но детальный механизм  расчета стоимости и процедуры заключения  договоров не подготовлен.
• На сегодня в Украине нет четкого представления, какова себестоимость  медуслуг по разным медучреждениям.  В действующей бюджетной системе этот показатель не считался, а окончательной  унифицированной методики расчета стоимости мед. услуг пока нет. 
• Для первичного уровня эта проблема  отчасти решена («стоимость» одного пациента исходит из возможности бюджета, т.н. «капитационной ставки»). Для вторичного и третичного уровней – вопрос остается открытым. Без расчета стоимости медуслуги переход  от бюджетной системы к более сложным формам планирования и оплаты невозможен. 
• Уже в 2017 году планируется ввести договора о предоставлении медуслуг на «первичке»  - цена будет определяться из количества прикрепленных к врачу пациентов. Для этого каждый пациент должен будет заключить  «персональный» договор с учреждением или приватным врачом. Все договора должны быть заключены до 01.07.2017.  (Масштаб кампании 28 млн. человек, 600 ЦПМД и 5 тыс. амбулаторий). Опыт показывает, что в такие короткие сроки – это практически не выполнимая задача.  
• Нет четкого понимания, что из себя представляет «персональный» договор пациент/медучреждение/врач, и для чего он составляется. Если это фиксация факта прикрепления, то его необходимость очень сомнительна – это только потеря времени. Если он несет правовые последствия, то в концепции нет объяснения – какие именно.  Надо отметить, что кампания прикрепления уже была проведена в 2012-2013гг. Т.е. населению и медучреждениям придётся вновь проходить эту процедуру.
• Для обеспечения  полноценных договорных отношений не создан реестр пациентов,  без которого вся работа по заключению договоров превратится в пустую трату времени и ресурса. Без четкого учета количества прикрепленных к врачу  лиц, неизбежны приписки, завышение  количества пациентов  и пр. Проконтролировать достоверность первичных данных для расчёта «в ручную» не возможно.  Исходя из  2-летней «скорости» работы МОЗ по созданию реестра пациентов в рамках проекта Мирового банка,  6 месяцев для такой работы срок недостаточный.

Преследуя цель реализовать реформу любой ценой, центральная власть пытается применять административное давления на местные власти.
• В первую очередь это касается процесса автономизации медучреждений . Предполагается,   что обязательным условием заключения договоров о медобслуживании – является  перевод медучреждения из статуса бюджетного учреждения в статус некоммерческого предприятия. Т.е. нет нового статуса – нет договора – нет денег, т.е. органам  местного самоуправления навязывается решение. 
• Ряд экспертов отмечает, что перевод бюджетных учреждений в  некоммерческие предприятия с предусмотренной их последующей корпоратизацией – это первый шаг к приватизации.  Дело в том, что содержать долгое время государственную корпорацию  (АО) – очень затратное мероприятие. В этой  связи возникает вопрос о заинтересованности власти в давлении на местные органы, т.к. ряд медучреджений Украины, могут быть очень интересны частному бизнесу (здания, земля, высокостоимостное оборудование и пр. собственность).
• Центральная власть давит на местные власти в части создания госпитальных округов (ГО). На бумаге все будут решать территориальные общины. На практике – планы ГО составляет ОДА, времени  для переговоров с  местными властями мало. Критерии создания ГО настолько размыты, что на местах шанс принять оптимальное решение  сведено к «0».  т.е. они просто не будут созданы – сохранится имеющаяся районная/городская структура.  Все эти факторы  свидетельствуют о том, что иного выхода как административно надавить на местные власти и силовым методом создать ГО у правительства просто нет.

Как отдельная задача ставится создание национального заказчика медуслуг, в виде ЦООВ с территориальными органами, который может превратиться в «проедателя» бюджетных денег на ближайшие 2-3 года.

Этот ЦООВ должен начать работу с июля следующего года. Объём его функций – это половина работы сегодняшнего МОЗ, ОДА и исполнительных комитетов местных советов (в городах)  
• Учитывая размер сети медучреждений (1,8  тыс. стационаров и 10 тыс. амбулаторно-поликлинических ), объём средств (72 млрд. грн. на 2017  год) и объём функций (установление и ежегодный пересмотр детальных  перечней услуг и тарифов), а так же численность населения Украины, финансирование такого ЦООВ должно быть не менее Пенсионного фонда. (На содержание ПФ в 2016 году выделено 2,4 млрд. грн.). В бюджете 2017 года средств на новый ЦООВ не заложено. Но даже если средства и найдутся, то процедура создания такого ЦООВ займет не менее 1,5 – 2х лет, особенно с учетом новых требований к приему госслужащих на работу (2-3 мес.). 


  • Необоснованно сжатые сроки реализации Концепции и отсутствие компенсаторов возможных рисков могут привести к срыву  намеченных планов.
  • Концепция не предлагает новых идей, механизмов и инструментов. Практически все ее положения повторяют пилотный проект реформы медицины 2010-2013 годов. Единственное нововведение - это создание ЦООВ с сомнительными сроками и функциями.
  • Установленный  бесплатный гарантированный пакет медуслуг - это фактически визит к врачу и получение рецепта, плюс доезд кареты скорой помощи к подъезду (по сравнению с 2016 годом денег в бюджете на медикаменты для скорой не прибавили, а цены на них возросли на 40%).  За все остальное пациент будет доплачивать  из своего кармана. 
  • Устанавливая ГПМ для населения, власть декларирует, что первичная и  скорая помощь бесплатные, но реально, не давая ни копейки на их укрепление, сваливает все финансовые проблемы на местные власти и население. 
  • Недостаток финансирования на местах и желание административно надавить, угрожая не давать финансирования – это реальные предпосылки к сокращению сети, ухудшению помощи и увольнению медработников.
  • Отсутствие работающих реестров пациентов, может превратить все начинания в пустой звук, поощряя коррупцию и злоупотребления на фоне непрозрачных денежных потоков, расширения полномочий больниц и форсировании создания ЦООВ по закупкам. 
  

НоСЭП