АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ПРЕБЫВАТЬ В ГЛУБОКОМ КРИЗИСЕ
Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в январе-ноябре 2016 года: производство продукции сократилось на 28% даже по сравнению с крайне неудачным 2015 годом.
15/12/2016
Моніторингові продукти
Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более чем полусотне государств на всех континентах).
Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. В 1986 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 30,7 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей.
В 2014-2015 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился на 85%, занятость — на 45%, реальная заработная плата — почти в 2 раза, продажи автотранспортных средств — на 77,5%, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 20%, а экспорт — почти в 10 раз.
Однако оказалось, что это еще не дно, и в 2016 году отечественный автопром продемонстрировал еще худшие результаты.
В ноябре в стране из 8 автозаводов половина либо не выпустили ни одной машины (Бориспольский и Черниговский автозаводы), либо ограничились единицами, «имитируя жизнеспособность» (корпорация Богдан» собрала 4 автобуса, Часовоярский автозавод - 12). На этом фоне настоящими «лидерами» отрасли стали Черкасский автобус – 32 автобусова (в среднем по одному в день), и «Еврокар» - 477 легковых автомобилей (в среднем 16 в день).
В СМИ последними днями разлетелась новость о том, что компания «АвтоЗАЗ» многократно увеличила выпуск автомобилей. Чисто математически – относительно объемов производства в октябре – это так: производство легковых автомобилей возросло в 5раз (с 59 до 300 шт.), грузовых – в 4,2 раза (с 12 до 50 шт.), и именно в предпоследний месяц года было собрано все 2 автобуса 2016 года выпуска. Омрачает радостную новость тот факт, что завод в 2016 году простоял три квартала и запустился лишь только в октябре (за предыдущие 9 месяцев было выпущено всего 4 легковых, ни одного грузового автомобиля и ни одного автобуса).
За январь-ноябрь 2016 года собрано всего 3800 легковых автомобилей (-12,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года), 547 грузовых автомобиля (-61,0%) и 239 автобусов (или в среднем 22 автобуса в месяц, -64,7%).
В легковом сегменте работал практически один завод – ЗАО «Еврокар», который собрал 3437 из 3800, или 90,4% машин. Оставшиеся 427 транспортных средства – результат 2 месяцев работы некогда лидера отрасли – ОАО «Запорожского автомобильного завода», который выпускал с конвейера в 55 раз меньше машин, чем в 2007 году.
Ни единой машины не выпущено на Бориспольском автозаводе. С августа, наконец, заработал Черниговский автозавод (входящих в корпорацию «Эталон»), но он собрал всего 3 автобуса, или в 66 раз меньше, чем в 2015 году. Также только с августа открыл для себя «новый производственный год» Часовоярский автобусный завод; результат – 31 автобуса (-80,7% по сравнению с январем-ноябрем 2015 года). Ненамного опередила его корпорация «Богдан» - 32 автобуса, или в среднем 3 в месяц (столько сходит с конвейеров китайских компаний «Кинг Лон» и «Голден Драгон» в среднем за 10-15 минут).
Львиную долю в производстве автобусов за 11 месяцев занял ОАО «Черкасский автобус»: на нем произведено 171 из 239 машин, однако по сравнению с 2015 годом – это на 34,5% меньше.
Ситуация в отечественном автопроме крайне нестабильна – заводы полностью останавливаются с завидной регулярностью. При этом сами автомобилепроизводители пессимистически оценивают положение дел. Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации и вводом запрета на производство, ввоз и легализации автотранспорта, который не соответствует нормам Евро-5 заводы были поставлены перед необходимостью перехода на новые стандарты, но большинство не видело смысла инвестировать в это средства при мизерных объемах потенциальных продаж. Подписание закона о трехлетнем (до 2019 года) сниженном акцизе на бывшие в употреблении импортные автомобили (покупатели смогут сэкономить 2-5 тыс. дол. США) делают перспективы возобновления отечественного автопроизводства еще более туманными.
В условиях глубокого экономического кризиса автопром постепенно грозит стать очагом социального напряжения – только за 10 месяцев 2016 года долги по зарплате в отрасли выросли на 44,2% и составили уже 356,4 млн. гривен. По этому показателю среди всех секторов промышленности автомобильная уступает только угольной (481,7 млн. грн.), но там долги сократились на 9,7%, а автопром в отличие от угольщиков не имеет возможности гасить ее за счет отдельной статьи государственного бюджета…
Автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие какой-либо реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо. В комплексе с запретом на ввоз и регистрацию автотранспорта, не отвечающего требованиям «Евро-5» (а менее чем через 2 года в силу должны вступить нормы «Евро-6») – Украине все больше грозит де-автомобилезация.
Владислав Мельник