УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ

Укрстатслужба обнародовала отчет о занятости и безработице населения за IІI квартал 2016 по методологии Международной организации труда (МОТ). Уровень безработицы в III квартале 2016 составил 8,8%, что на 0,2 п.п. БОЛЬШЕ в сравнении с III кварталом 2015

27/12/2016
Моніторингові продукти
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ
Уровень безработицы по сравнению с прошлым годом опять вырос. Согласно официальной статистики, в ІІІ квартале 2016 года безработица среди населения в возрасте 15-70 лет (по методологии МОТ) увеличилась на 0,2% год к году до 8,8%. Таким образом, уровень безработицы остается одним из самых высоких за последние 10 лет (пик пришелся на 4-й квартал 2014 года).  Можно отметить, что уровень безработицы по методологии МОТ среди населения 15-70 лет сократился по сравнению со ІІ кварталом 2016 года на 0,2 п.п. Однако подобное сокращение носит сезонный характер и наблюдается как минимум в течение последних 6 лет. Всего по результатам 3 квартала безработица среди населения выросла на 0,2 п. п. до 8,8% для населения 15-70 лет и до 9,2% для населения трудоспособного возраста. 
Занятость населения падает. В целом по стране численность занятого населения в III кватале 2016 года в возрасте 15-70 лет составляла всего 15 861 тыс. человек, а уровень занятости – 65,2%. Для сравнения, в III квартале 2015 года соответствующий показатель составлял 15 983 тыс. чел и 65,7% соответственно.

Угроза углубления безработицы высокая. Так, в январе-ноябре 2016 года количество работников, которых предупредили о запланированном массовом увольнении, составило 312 тыс. человек. О фактах, которые подходят под категорию «массового увольнения», сообщают обычно «белые» и «большие» работодатели. В то же время никому не известно, сколько людей получили и продолжают получать предупреждения при «немассовых увольнениях» (сокращения штата менее чем на 10%).
В экономике остается проблема скрытой безработицы и ее размер значителен. В январе-сентябре 2016 года около 451 тыс. человек (5,7% штатных работников) работали в условиях неполной занятости, а еще 143,5 тысяч человек (1,8% штатных работников)  были отправлены в принудительные отпуска. Ситуация усугубилась по сравнению с началом этого года. Так, в І полугодии 2016 года около 430,6 тыс. человек (5,5% штатных работников) работали в условиях неполной занятости, а еще 121,8 тысячи человек (1,5% штатных работников) были отправлены в принудительные отпуска. Среди работающих в режиме сокращенного рабочего времени 2/3- это работники промышленности, еще 12%  - работники транспортной отрасли.   В промышленности наибольший удельный вес работников, которые находились в условиях вынужденной неполной занятости, наблюдался на предприятиях машиностроения (23-43%).
Социальные последствия безработицы становятся более тяжелыми. Удельный вес количества безработных, которые искали работу более 12 месяцев, остается высоким и в I полугодии 2016 года составлял 22,5%. Это немного ниже, чем в первом полугодии 2015 года (24,3%), но все еще в 2 раза выше, чем  в 2014 году (12,8%). Как результат, средняя продолжительность поиска работы выросла с 5 до 6 месяцев. Таким образом, увеличилось количество людей, шансы, на трудоустройство которых минимальные и которым необходимы дополнительные тренинги/поддержка. Ведь доказано, что если человек находится без работы полгода и более, его конкурентоспособность на рынке труда падает.
За бортом занятости оказываются наиболее уязвимые группы населения. Значительная доля работников, которые предупреждены о массовом увольнении – неконкурентоспособны на рынке труда. Так, из общего количества предупрежденных о массовом увольнении, 55,5% составляли работники государственного сектора управления и обороны, обязательного социального страхования. Подавляющее число этих людей пребывают в таком возрасте и имеют такие навыки, с которыми мало шансов трудоустроиться в коммерческий сектор экономики, и они, скорее всего, пополнят категорию безработных с длительным периодом времени на поиск следующей работы.  
Безработица среди молодежи вдвое выше, чем в среднем по стране. Уровень безработицы, определенный по методологии МОТ среди молодежи в возрасте 25-29 лет в I полугодии 2016 года составлял 11,6%. Среди молодежи в возрасте 15-24 лет этот показатель составлял 23,1% и был вдвое выше, чем соответствующий показатель среди всех возрастных групп. Для сравнения в странах ЕС уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 года составляет 19,3%. Высокий уровень безработицы среди молодежи обусловлен тем, что значительное количество молодых людей не имеет необходимых профессиональных навыков и опыта работы. 

Безработица – это не только проблема стимулирования роста экономики, но и проблема региональной политики, решение проблем депрессивных территорий. Так, государственная служба занятости сообщает о том, что в январе-ноябре 2016 года количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилась на 36,5 тыс. год к году до 869,3 тыс.  Однако треть этих вакансий сосредоточена в г Киев, Днепропетровской и Львовской областях. В остальных регионах, распылено по 0,5-5,8% зарегистрированных вакансий. 
Высокий уровень безработицы отражает также проблемы политики образования, в частности разрыва в знаниях и навыках выпускников требованиям рынка. Каждый третий безработный из числа выпускников ВУЗов получил образование по направлению «социальные науки, бизнес и право», 17% - получили образованию по направлению «инженерия»  , каждый десятый – по направлению «гуманитарные науки и искусство». 
Качество занятости низкое. Сохраняется значительная роль занятости в неформальном секторе, который характеризуется более низким уровнем социальной защищенности работников, худшими условиями работы, низкоквалифицированными вакансиями и отсутствием расходов на обучение работников. Так, среди занятого населения четверть или около 4 млн лиц работает в неформальном секторе экономики. Без оформления трудовых отношений работает каждый четвертый в экономике Украины . Анализ неформальной занятости в разрезе возрастных групп свидетельствует о том, что наибольший ее уровень характерен для наименее конкурентоспособных групп населения - в возрасте 15-24 года (36,1%) и в возрасте 60-70 лет (37,2%). Две трети таких занятых имеют специальное профессиональное или полное среднее образование. 

Ухудшается ситуация с Пенсионным фондом. Ситуация в последние годы заметно ухудшается: если еще в 2010 году доля экономически активного населения в общей численности населения Украины составляла почти 48% (22051,6 / 45962,9 тыс. человек), то на начало октябре эта пропорция составляла уже 42,7% (на фоне сокращения населения до 42450 тыс. человек). 
  • Количество застрахованных, за которых уплачивается ЕСВ, в октябре 2016 года составляло 10,7 млн человек  (мене половины граждан трудоспособного возраста). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество лиц, за которых уплачивается ЕСВ, сократилось во всех областях (кроме г. Киев, Харьковской, Одесской, Львовской и Запорожской областей) . Общее количество застрахованных по Украине в октябре 2016 года на 1/5 меньше, чем было всего 5 лет назад и на 0,2 млн человек меньше чем в соответствующем месяце прошлого года. Картина явно аномальная - в Польше, с населением 38,4 млн человек, работают и платят налоги вдвое больше – 20,5 млн человек. 
  • В январе-сентябре 2016 года, количество штатных работников (имели более или менее стабильные рабочие места) составила 7862,9 тыс. человек. Это на 301,3 тыс. человек (2,3%) меньше чем в аналогичном периоде 2015 года. Таким образом, штатными работниками является всего треть трудоспособного населения страны.  Более того, их количество сокращается. В результате этого Пенсионный фонд функционирует на грани коллапса с дефицитом в 145,4 млрд грн.
Ситуация в сфере занятости ухудшается. По уровню безработицы по методологии МОТ в 3-м квартале 2016 года (8,8%) Украина едва не обновила рекорд десятилетия. Помимо видимых причин роста безработицы усугубляются скрытые социальные проблемы – ухудшения состояния уязвимых групп населения, роста нагрузки на работающее население, ухудшения качества занятости, усугубление проблем депрессивных регионов и региональных диспропорций и дефицитности Пенсионного фонда.


НоСЭП