ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В 2016 ГОДУ – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В 2016 году грузооборот увеличился на 2,4%, перевозки грузов – на 3,8%, пассажирооборот – на 5,4%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,0%.
26/01/2017
Моніторингові продукти
Прежде всего необходимо отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие низкой базы сравнения, за которую принято катастрофическое для отрасли падение двух предыдущих лет, когда перевозки грузов сократились на 19,6%, а пассажиров – на 22,6%. Восстановление пока является очень медленным: вернуться на уровень 2013 года при нынешних роста по грузоперевозкам удастся лишь в 2021 году, а по пассажирским перевозкам – это задача при продолжающемся падении и росте тарифов является вообще недостижимой в близкой перспективе.
По итогам 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:
- в грузовом сегменте:
o на 17,0% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 9,8% выросла перевалка грузов. Это достигнуто исключительно благодаря работе газотранспортной системы Украины: перекачка газа увеличилась на 14,3%, транзит – на 22,5%. Вместе с тем, газовый транзит является вопросом политическим, РФ разрабатывает дополнительные маршруты транспортировки газа в Европу в обход Украины, и как справедливо замечают эксперты, «статус Украины как ведущего транзитера газа – не вечный»…
o выросли автомобильные перевозки – на 9,1% по грузообороту и на 12,7% - по объемам перевозок. За этот рост автомобилисты должны быть «благодарны» руководству «Укрзализныци» и Мининфраструктуры, «обеспечившие» совместными усилиями дефицит вагонов, и перевод части грузопотока (в основном – на недалекие расстояния) на автомобильные перевозки;
o вместе с тем, и железнодорожники увеличили объемы перевозок по определенным товарным позициям: нефти и нефтепродуктам – на 21,6%, зерну и продуктам его перемола – на 10,8%, черным металлам – на 9,3%, коксу – на 6,4%, цементу – на 5,6%.;
o стоит также отметить рост перевозки авиационным транспортом – на 7,0% по грузообороту и на 7,4% - по объемам перевозок; вместе с тем, авиация традиционно занимает крайне малый удельный вес в грузовом сегменте – менее 0,1%, а объемы перевезенных грузов измерялись всего 70 тыс. тонн, или менее чем 6 тыс. тонн в среднемесячном измерении...
- в пассажирском сегменте:
o существенный прирост зафиксирован в авиаперевозках: +36,6% по пассажирообороту и +31,3% - по количеству перевезенных пассажиров. Вместе с тем, почти весь пассажиропоток пришелся на столичные, львовский, днепровский и одесский аэропорты, в то время как оставшиеся три десятка (из которых каждый второй – со статусом международного) лишь имитируют жизнедеятельность;
o на 4,5% увеличился пассажирооборот на железнодорожном транспорте, хотя количество перевезенных пассажиров сократилось на 0,1%;
o на 36,3% вырос пассажирооборот на водном транспорте.
Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:
- на 4,0% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 59% от их общего объема); на 1,7% - объемы перевезенных грузов. На 16,6% уменьшили перевозки железными дорогами лесных материалов (благодаря хоть и с скрипом, кое-как работающему мораторию на экспорт необработанной древесины), на 14,3% - строительных материалов (что выглядит странным на фоне обнародованной накануне информации о росте объемов строительных работ на 13,1%), на 11,1% - лома черных металлов, на 8,1% - железной и марганцевой руды, на 3,8% - химических и минеральных удобрений, на 3,1% - каменного угля. В первую очередь – это следствие катастрофической ситуации с обеспечением заявок на вагоны. Железнодорожники испытывают острый дефицит в подвижном составе и уже все чаще не в состоянии вовремя удовлетворять запросы на перевозки грузов (в 2016 году выделение вагонов стало чуть ли не самой острой коррупционогенной темой, на которой попался уже не один представитель «Укрзализныци»). По данным ассоциации «Металлургпром», из-за нехватки полувагонов горнодобывающие предприятия Украины в 4 квартале 2016 года по разным оценкам недогрузили на экспорт до 10% запланированных объемов железной руды, что эквивалентно потере валютной выручки в объеме 50 млн долл. Недополученная выручка "Укрзализныци" составляет около 140 млн грн (почти ? ее ожидаемой прибыли в 2016 году). Неравномерный подход к обеспечению вагонами разных грузоотправителей (так, средний процент обеспечения производителей железной руды в 4 квартале 2016 года составил 20%, металлургических комбинатов - 13%, в среднем по Украине - 30%, а отдельные частные предприятия обеспечены на 90-100%, причем на их перевозках задействовано 40% парка полувагонов УЗ) может быть свидетельством наличия коррупции как на центральном, так и местном уровне. При этом нередко грузоотправителей переправляют на фирмы-посредники, у которых те же вагоны УЗ предлагаются с наценкой.
- значительно упал грузооборот – основной показатель экономической эффективности отрасли – в сегменте водного транспорта (-26,4%). Фактом остается крайне низкий уровень использования этого самого экологически чистого и экономически эффективного вида транспорта – если в странах ЕС на водные перевозки приходится около 15% грузопотока, то в Украине этот показатель составляет менее 1%...
- существенно упали объемы перекачки (-9,1%) и транзита (-8,8%) нефти. Это грозит дальнейшим снижением уровня прибыли ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?).
- На 6,7% сократилась перекачка аммиака, на 7,0% - транзит. Украина второй год ведет странные «тарифные войны» с «Тольятти-азотом» (РФ), который, получив новый прайс от украинской стороны, похоже, полностью откажется от украинского сегмента аммиакопровода «Тольятти-Одесса», переведя перевозки либо на железную дорогу (для небольших расстояний), либо на собственные перевалочные комплексы на территории России. Предстоящий запуск терминального комплекса на Кубани лишит Украину 94% поставляемого аммиака, и на недоприватизированном, остановленном и находящемся в крайне тяжелом финансовом положении Одесском припортовом заводе можно будет ставить жирный крест.
- неудовлетворительные результаты работы продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (хоть пассажирооборот сократился всего на 0,3%, но количество перевезенных пассажиров – на 10,0%);
- перевозки пассажиров водным транспортом в прошлом году сократились на 16,9%, перевезено всего 500 тыс. человек, и по этому показателю Украина отброшена на уровень 30-х годов прошлого столетия…
- хуже, чем в достаточно неудачном прошлом году, работал весь городской электрифицированный транспорт: трамвайный (-5,8% по пассажирообороту и -6,0% по количеству перевезенных пассажиров), троллейбусный (-3,2% и -3,9%), метрополитеновский (-0,3% и -0,3%). Беднеющее население после проведенных повсеместно повышений тарифов все больше предпочитает передвигаться на малые расстояния не на транспорте, а пешком.
В 2016 году транспортная отрасль демонстрировала разнонаправленные тенденции – как говорящие о начале восстановления, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено еще не по всем параметрам. Но даже там, где зафиксирован статистический рост – еще немало времени понадобится для возврата этого сегмента экономики на докризисный уровень 2013 года.
Владислав Мельник