ОБЕЩАННОЕ СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ЛЕКАРСТВ ОПЯТЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

На заседании КМУ 1 февраля 2017 г. принято решение об очередной отсрочке введения в стране референтного ценообразования на лекарственные средства.

02/02/2017
Моніторингові продукти
ОБЕЩАННОЕ СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ЛЕКАРСТВ ОПЯТЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
Правительство обещало, что  в 2017 году лекарства в Украине подешевеют.  Для этого планировалось запустить: 
(1) с 1 января – механизм референтного ценообразования, т.е. введение граничной отпускной цены, определенной на основе цен на аналогичные препараты в Польше, Словении, Чехии, Венгрии и Латвии. 
(2) с 1 апреля – систему возмещения стоимости лекарств (реимбурсация) выписанных по рецепту для лечения ССЗ, диабета II типа и бронхиальной астмы. Для этого был утверждён список из 21 МНН  и под него сформирован реестр граничных оптово-отпускных цен  для 89 позиций лекарственных средств .

Вопреки обещаниям правительства механизм референтного ценообразования с начала года запущен не был. Первый раз его  введение откладывалось до 01.02.2017, а теперь определен новый срок - до 01.04.2017. Проигнорированные властью замечания специалистов по поводу запускаемых проектов сегодня дают о себе знать. Причины в следующем. 
- Первая ошибка, допущенная правительством – это разведение во времени старта  госрегулирования цен (референтное ценообразование)  и введение механизма реимбурсации.  Европейская практика свидетельствует, что на те препараты, стоимость которых государство не покрывает, цены не регулируются, т.е. оба процесса надо было запускать одновременно.
- Принятие 2-х постановлений по двум механизмам, со стартом в разное время  и разными списками ничего кроме дезориентации фармрынка  и медиков не принесло.
- Следующая проблема заключается в том, что решение зафиксированное в официальном документе КМУ (постановление № 862) не проясняло основного вопроса для фармбизнеса: можно ли в принципе (на свободном рынке, т.е. не под госвозмещение и бюджетные закупки) продавать в Украине препараты, цены которых выше, чем те, которые зарегистрированы в реестре предельных оптово-отпускных цен. 
o Пока официального ответа на этот вопрос  нет. Вместо разъяснения правительство сдвигает срок введения госрегулирования цен (до 01.04.2017), а аптеки на всякий случай приостанавливают закупки лекарственных средств  в первую очередь для лечения ССЗ, бронхиальной астмы и диабета ІІ типа . Препараты, закупленные по старым ценам  они могут им реализовать до конца марта, что будет дальше пока неизвестно. 
- Необъективность формирования граничных цен (ГЦ) на лекарственные формы под 21 МНН, которые уже зарегистрированы МОЗом. Эксперты утверждают, что предложенный МОЗом подход к формированию (ГЦ) может привести к тому, что из аптек исчезнут дорогостоящие  (как правило, оригинальные) препараты, т.к . они не укладываются в предлагаемый ценовой «потолок». По заявлениям иностранных производителей, цены на такие препараты не могут быть снижены до уровня тех, которые есть в реестре, так как это экономически не обоснованно.
Больные могут остаться без адекватного лечения. Занижение «потолка» ГЦ, может привести к тому, что какие препараты для лечения ССЗ как "Норваск", "Плавикс", "Конкор", "Коринфар" завозиться, не будут, а замену для больных из имеющихся более дешевых найти будет сложно (или невозможно). 
- Пока Правительство не внесет ясность по сути принятых решений по поводу установленных ГЦ, эксперты видят этом механизме риски того, что большая часть препаратов исчезнет с рынка. 
o В Украине можно реализовать только те препараты (по трем нозологиям - ССЗ, диабет и БА)  стоимость которых ниже или находится на уровне граничной цены (установлены в реестре МОЗ). 
o Условно  медикаменты по ценовым категориям  фармрынок Украины делит на 3 группы: (1) на уровне ГЦ, (2) на 30-35% выше ГЦ, более чем на 36% выше ГЦ. По-факту: 1 категория будет покрываться в ходе реимбурсации, по 2-й возможно снижение цены, т.к. производитель/поставщик  будет стремиться попасть в программу покрытия стоимости, хотя такая возможность достаточно спорна (многим придётся работать в убыток) и 3-я группа уйдет с рынка. 
o По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» кампании «Proxima Research» (еженедельник «Аптека»), стоимость 84% регулируемых препаратов для лечения ССЗ превышает ГЦ на 35%, для сахарного диабета  ІІ типа этот показатель составляет 92%, а для препаратов от бронхиальной астмы — 88,5%.  
Срыв «первой части» проекта по снижению цен (референтное ценообразование)  ставит под угрозу и реализацию второй части (возмещение стоимости цены лекарств).  
- КМУ поручил МОЗу совместно с Минэком пересмотреть порядок расчета граничных цен, разработать новый и подать на утверждение КМУ. Для этого выделено 2 месяца. Если придерживаться процедуры регламента КМУ, то такой документ может быть принят только в конце марта.   
- Успеют ли поставщики и производители скорректировать свои планы под новое решение правительства – вопрос риторический.  Все риски как обычно  перекладываются на плечи бизнеса и пациентов.
- Для населения реализация проекта по возмещению стоимости лекарств  - долгожданное событие. За 3 года стоимость медикаментов возросла на 120 %. В то же время, уверенности в реализации проектов пока нет: сроки подготовки актов затягиваются, документы готовятся не качественно, принятые решения  вовремя не публикуются, а после их одобрения КМУ смысл изменяется. На фоне этой неразберихи Премьер не устает повторять, что к «спекулянтам» будут примениться самые жесткие меры воздействия, что не прибавляет бизнесу желания участвовать в проекте правительства. 

НоСЭП