АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЗА 2016 Г.

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за январь-декабрь 2016 г.

02/02/2017
Моніторингові продукти
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЗА 2016 Г.
I. Доходы
По оперативным данным государственной казначейской службы, за 2016 год в государственный бюджет поступило 616,3 млрд грн, что на 81,6 млрд грн (+15,3%) больше аналогичного чем в 2015 году. Выполнение показателей удалось достичь во многом благодаря разовым/ неустойчивым факторам.
1. Первый и самый важный фактор, который объясняет прирост доходов в 2016 году – это инфляция и девальвация. Большая, чем планировалась инфляция и девальвация, а также рост потребительского и инвестиционного спроса на импортные товары, позволили перевыполнить планы по таможенным платежам. Сверхплановые поступления по НДС с импортных товаров, импортная пошлина и акциз на импортные товары объясняет около трети прироста доходов бюджета. 
2. Рост ставок налогов и сборов. В 2016 году граждане уплатили в госбюджет 59,8 млрд грн подоходного налога, что на 14,7 млрд грн больше чем в 2015 году. В том числе ввиду роста ставки подоходного налога с 15 до 18%. Повышение ставок акциза увеличило поступления акциза с отечественных товаров в 1,4 раза до 55,1 млрд грн. Суммарно эти налоги обеспечили 15% прироста доходов госбюджета в 2016 году. 
3. Авансовый платеж по налогу на прибыль. Хотя налог на прибыль не стал основным источником прироста доходов в госбюджет, однако доходы от него могли бы оказаться меньше, не будь законодательных изменений «под бюджет 2016». В частности, согласно п 38 подраздела 4 р ХХ НКУ, до 31 декабря 2016 года предприятия должны уплатить авансовый взнос по этому налогу в размере 2/9 налога на прибыль начисленного в налоговой отчетности за 3 квартала 2016 года (за январь-сентябрь 2016 года). Обычно, квартальный платеж уплачивался уже в новом году. Перенос даты уплаты налоговых обязательств позволил значительно завысить доходы госбюджета – в декабре  2016 года от налога на прибыль в казну получено 6,8 млрд грн. Налог на прибыль обеспечил 10% прироста доходов госбюджета в 2016 году. 
4. Сохранение задолженности по возмещению НДС и недостаточно быстрое погашение переплат по налогу на прибыль. Правительство финансирует дефицит за счет избыточного налогового давления, субъективного подхода к налогоплательщикам. Задолженность по возмещению НДС в 2016 году сократилось на 0,9 млрд грн. Тем не менее, следует констатировать, что проблема в 2016 году не была решена и остается существенной: на 1 января 2017 года долг государства по возмещению НДС перед предприятиями составлял 12,1 млрд грн. Не решилась и проблема переплат по налогу на прибыль. Так, вначале 2016 года переплаты по налогу на прибыль превышали 30 млрд грн. За год правительство сократило их всего на треть. 

Формально, план доходов государственного бюджета, установленный Законом о госбюджете, выполнен. Тем не менее, темпы наполнения государственного бюджета остаются низкими и едва перекрывают инфляцию (инфляция за 2016 год составила 13,9% г/г). 

Более того, выполнение было неравномерным и по результатам года, часть доходов госбюджета не была выполнена. По отдельным доходным статьям недовыполнение в целом составляет около 40 млрд. грн. В частности, за период не выполнен план доходов по доходам от рентной платы за пользование недрами за добычу газа природного (-11,7 млрд. грн), рентной плате за пользование недрами для добычи нефти (4,1 млрд. грн), добыче янтаря (-1,5 млрд грн), средств в рамках программы помощи ЕС (1,7 млрд грн) и даже НДС с учетом бюджетного возмещения (7,4 млрд. грн). В 2016 году, как и ожидалось, правительство не смогло получить 7,6 млрд. грн средств от спецконфискации. Правительство также не смогло показать себя эффективным собственником и вместо запланированных 13,2 млрд грн дивидендов и прибыли от госпредприятий получило на 1,4 млрд грн меньше. 

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь-декабрь, млрд. грн

 

Доходы

Расходы

 

2015

2016 

 2016/  2015 

 

2015

2016 факт

 2016/  2015 

факт

факт

факт

Подоходный налог

45,1

59,8

132,7%

Оборона +правопорядок

106,61

131,02

122,9%

Налог на прибыль

34,8

54,3

156,3%

Здравоохранение

11,45

12,46

108,8%

НДС

178,5

235,5

132,0%

Образование

30,18

34,83

115,4%

Акциз

63,1

90,1

144,1%

Соцобеспечение

103,70

151,97

144,1%

Рентная плата (недра)

37,0

39,7

107,3%

Обслуживание долга

84,51

95,79

113,4%

Прибыль НБУ

61,8

38,2

40,6%

Трансферты МБ

173,98

195,40

40,6%

Всего

534,6

616,3

115,3%

Всего

576,85

684,74

118,7%

Для информации:

Стабильно на треть ниже, чем в прошлом году остаются доходы от ЕСВ. В 2016 году правительству удалось собрать 131,8 млрд. грн ЕСВ, что на 53,9 млрд грн или на 29,0% ниже, чем в аналогичном 2015 году. Динамика доходов от ЕСВ не дает возможности говорить об эффекте детенизации в результате снижения ставки ЕСВ и решении проблем дефицита Пенсионного фонда. С февраля 2016 года доходы от ЕСВ были стабильно 27-32% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года.

II. Дефицит и расходы бюджета 

По результатам 2016 года дефицит государственного бюджета остался в рамках установленных Законом, составив 70,1 млрд. грн. (против дефицита в 45,2 млрд. грн. в 2015 году) или 3%ВВП. Напомним, что граничный размер дефицита бюджета на 2016 год определен Законом о госбюджете 2016 на уровне 83,7 млрд. грн. Тем не менее, вряд ли можно рассматривать такой показатель достижением правительства ведь он стал результатом еще двух важных факторов, которые сложно назвать позитивными.

- Приватизация в 2016 г. провалена. Законом о госбюджете 2016 предполагались поступления от приватизации в размере 17,1 млрд грн., из них получено 0,19 млрд грн. или 1,1% от плана. 

- Объемы привлеченного внешнего финансирования в 2016 году оказались значительно меньше, чем планировалось. Законом о госбюджете для внешнего финансирования дефицита предусмотрено 119,6 млрд грн (даже с учетом внесения изменений), из них за 2016 год получено половину - 61,3 млрд грн. Недовыполнение составляет 58,3 млрд грн или порядка 2,2 млрд дол США. В 2016 г. МВФ дал один транш вместо запланированных 4-х ( 1 млрд. из ожидавшихся 5,8 млрд. дол.), из ожидаемых 600 млн. евро от ЕС правительству удалось получить менее 1/10.

Присутствует и скрытый дефицит бюджета. 

o В тридцатых числах декабря 2016 года «под елочку» правительство роздало государственных гарантий на сумму 16,5 млрд грн. Из них львиную долю (13,6 млрд грн) было выдано НАК Нафтогаз. Всего в 2016 году выдано госгарантий на сумму 21,9 млрд грн. Практика в Украине такова, что госгарантии с большой долей вероятности выплачивает не заемщик, а бюджет. Согласно международным стандартам (например, руководство МВФ по статистике госфинансов) их следовало бы сразу записывать в расходы госбюджета и соответственно увеличивать размер дефицита.

o Кроме того, к скрытому дефициту можно отнести средства на рекапитализацию банков и ФГВ, которые суммарно составили 129 млрд. грн.

o С учетом этих факторов, реальный дефицит бюджета в 2016 г. составил 216 млрд. грн. и превысил 9,2% ВВП.  

Расходы государственного бюджета в 2016 году составили 684,7 млрд грн и были на 107,9 млрд грн или на 22,4 % больше чем в 2015 году. Безоговорочным приоритетом расходов государственного бюджета оказались трансферты Пенсионному фонду. 

При общем росте расходов сводного бюджета на 15%, лидером со значительным отрывом стали расходы на социальную защиту и социальное обеспечение, рост которых на 46% в определяющей степени обусловливался снижением ЕСВ, а соответственно значительным ростом перечислений Пенсионному фонду. Далее - сектор общественного порядка, безопасности и судебной власти, расходы на который выросли на 31%, расходы на государственное управление (+21%),  расходы на экономическую деятельность  (+18%).

Всего план расходов государственного бюджета выполнен на 100,5%. Однако этот «средний по палате» показатель вовсе не означает, что правительство справилось со всем списком поставленных задач. На самом деле не отклонялось от плана финансирование всего 17 программ на общую сумму 3,7 млрд грн или 0,5% расходов госбюджета. 

Недовыполнены оказались 277 программ (составляют 64% расходов бюджета!) на общую сумму 23,4 млрд грн. Примечательно, что самые большие абсолютные показатели недовыполнения наблюдаются в сфере обороны – тут недофинансирование составило 4,6 млрд грн. В частности не были профинансированы программы повышения обороноспособности и безопасности государства (-3,6 млрд грн), реформы ВПК (-1,5 млрд грн). 

Еще 1,6 млрд грн правительство сэкономило на поддержке обрабатывающей промышленности. Не полностью выделены трансферты местным бюджетам: на социально- экономическое развитие (-0,5 млрд грн), на восстановление Украины (-0,4 млрд грн), на формирование инфраструктуры ОТГ (-54 млн грн). Не полностью перечислены трансферты коммунальным предприятиям за предоставленные домохозяйствам субсидии ЖКХ (-3,0 млрд грн). 

В 2016 году не использовано 305 млн грн средства фонда регионального развития. Помимо Донецкой и Луганской областей фонд регионального развития недоплатил Запорожской и Черниговской областям, а также г Киеву. Программа поддержки государственных и региональных проектов, на которую изначально законом о госбюджете 2016 г было предусмотрено 0,5 млрд. грн не выделено ни копейки . 

По основным параметрам (доходы, расходы, дефицит) госбюджет в 2016 году действительно выполнен. Однако за общими цифрами скрывается неоднозначная статистика. 

- Выполнение доходов во многом обусловлено большей инфляцией/ девальвацией и разовыми административными факторами (повышение ставок налогов, перенос даты налоговых платежей на более раннее время). 

- Хотя кассовый дефицит бюджета находится в рамках, утвержденных законом о госбюджете (70,1 млрд грн из запланированных 83,7 млрд грн), следует отметить наличие значительного скрытого дефицита. 

- Выполнение общей цифры расходов на 100,5% также не позволяет говорить о том, что правительство справилось с намеченным планом заданий. Так на 100% план выполнен всего по 17 программам, которые составляют 0,5% расходов госбюджета. По 2/3 программам присутствуют значительные недофинансирования от плана, прежде всего, по программам восстановления экономики и региональному развитию. 

 

НоСЭП