ПО ИТОГАМ ФЕВРАЛЯ ГОДОВЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ЦЕН УСКОРИЛИСЬ

По информации госслужбы статистики, рост потребительских цен в феврале 2017 года (к декабрю 2016 г., г/г) составил 2,1%, по отношению к прошлому месяцу (к январю 2017 г.) – 1,0%, по отношению к февралю 2017 года – 14,2%.

10/03/2017
Моніторингові продукти
ПО ИТОГАМ ФЕВРАЛЯ ГОДОВЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ЦЕН УСКОРИЛИСЬ
В феврале росли в цене практически все позиции в корзине потребления (за исключением цен на яйца -18,6%, одежду и обувь -7,0%). Однако основной вклад в инфляцию в феврале оказались цены на продукты питания. Согласно Укрстатслужбе, на потребительском рынке цены на продукты питания и безалкогольные напитки за месяц выросли на 1,5%, с начала года – на 3,4% (к декабрю 2016 года). За редким исключением, (цены на яйца), цены выросли на все социально-значимые продукты питания:
- Овощи. В январе-феврале совокупно овощи подорожали на 17,5%. В то же время, согласно мониторингу цен Укрстата (см. приложение ) значительно подорожали овощи «борщевого набора». Так, сначала года на 21,5% до 6,38 грн/ кг выросла цена картофеля, на 12,8% до 4,24 грн – свекла, на 12,5% до 4,59 грн. - морковь, на 10,8% до 4,21 грн. - капуста.
- Молоко. По данным мониторинга, сначала года стоимость молока увеличилась на 14,0% с 15,35 до 16,49 грн/литр.
- Килограмм сахара сначала года добавил в цене 9,5% или 1,41 грн.
- Мясо. В феврале мясо и мясопродукты стоили на 3,0% больше, чем в декабре 2016 года. В то же время, согласно мониторингу цен, говядина подорожала на 10,4% или на 9,02 грн/кг. На 2,4% или на 1,74 грн подорожала свинина. На 1,0% или на 0,42 грн мясо птицы.
- Сыр. По данным мониторинга, сыр и сыр мягкий за 2 месяца 2017 г. выросли в цене на 8,1% или на 6,59 грн.
- Хлеб. По данным мониторинга, стоимость буханки пшеничного хлеба за февраль выросла на 8,3% или на 0,9 грн, ржаного – на 7,1% добавив в цене 0,75 грн. Всего за три зимних месяца цена пшеничного хлеба выросла на 1 грн., или на 10% , что выше любого квартала за последние 10 лет.
- Масло. Согласно мониторингу цен, сливочное масло с начала года выросло в цене на 5,3% или 7,16 грн (за 1 кг).
Цены на продукты питания могли бы быть и выше. Однако некоторое замедление произошло не благодаря, а вопреки действиям правительства:
- Вспышки АЧС по-прежнему не дают возможности экспортировать мясную продукцию. 
- Цены на яйца сдерживает закрытие экспортных рынков ввиду куриного гриппа в Украине.  
Продолжался рост цен на транспорт и топливо, которые в феврале ускорились до 4,8% (к декабрю 2016 г.). Согласно Укрстату, цены на бензин А-95 сначала года увеличились на 41коп до 24,7 грн, а дизельного топлива – на 50 коп до 22,21 грн. С одной стороны, это объясняется девальвацией гривны на фоне волатильных цен на нефть. С другой – транспортные кампании начинают увеличивать стоимость проезда ввиду повышения затрат (повышение минимальной зарплаты, топливо, расходники, электроэнергия, др. ). 
Как уже отмечал АЦ НОСЭП в своих предыдущих материалах, в ближайшее время будут сохраняться высокие инфляционные риски 
- Ускорение цен производителей, которое продолжается с начала года. В Украине накапливается значительный инфляционный навес за счет опережающего роста цен производителей. В феврале рост цен производителей ускорился и составил 3,1% (м/м), или 38,9% (год к году) (против 14,2% на потребительские товары и услуги). Это отложенная инфляция со стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом переносится на стоимость потребительских товаров и услуг. 
- Высокие инфляционные и девальвационные ожидания. Согласно исследованию индекса деловых ожиданий НБУ предприятия прогнозируют инфляцию в Украине в 2017 году на уровне 16,2%, что в 2 раза выше официального прогноза. Только половина предприятий считает, что инфляция не превысит 15%. Среди причин ускорения инфляции предприятия в первую очередь отмечают девальвацию национальной валюты (81,5% ответов), рост стоимости факторов производства (69,4%). Ухудшаются и девальвационные ожидания – ожидаемый бизнесом курс гривны по отношению к доллару на конец 2017 г. составил 29,18 грн/дол против 27,8 в прогнозе правительства.  
- Повышение расходов на оплату труда. На розничных ценах еще не успело полностью отобразиться повышение минимальной зарплаты в два раза до 3200 грн., однако в НБУ уже посчитали, что это даст как минимум 1% дополнительный процент инфляции  - в реальности без адекватных мер по восстановлению и перезапуску экономики вклад повышения «минималки» в рост цен будет еще больше.
- Ограничение поддержки аграриев. В 2017 году правительство отменило специальный режим НДС для с/х производителей. Вместо этого предусмотрены дотации на производство продуктов питания всего на 4 млрд. грн. При этом 50% этой суммы могут получить производители всего одной сферы - птицеводства. Кстати до сих пор сельхозпроизводители не получили ни копейки из обещанных денег, а спецсчета аграриев были блокированы на месяц раньше от установленного законодательством срока. В результате, цены сельхозпроизводителей могут вырасти пропорционально ущербу (до 20%). Наиболее затратными из основных продуктов для украинцев, будут мясные и молочные изделия.
- С 1 марта в Украине сразу почти на 26-30% повысились тарифы на электроэнергию. По решению Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) при потреблении до 100 кВт/час придется платить 0,90 грн, вместо 0,71 грн, каждый следующий киловатт обойдется уже в 1,68 грн.
На фоне высоких инфляционных рисков неоднозначно выглядит изменение Госстатом с 1 января 2017 г. методики подсчета индекса потребительских цен (ИПЦ), которые, исходя из текущей ситуации, будут занижать инфляцию. Так, согласно информации Укрстатслужбы, в рамках новой методологии: (1) введен новый потребительский набор товаров и услуг (240 позиций вместо 328); (2) используется новая структура удельного веса потреблений, которая базируется на данных национальных счетов относительно расходов домохозяйств на конечное потребление на уровне агрегированных показателей – разделов, групп и классов. Укрстатслужба не собирается обеспечивать сопоставимость рядов данных во времени и пересматривать показатели для предыдущих периодов не собирается.
Согласно новой методике очень удачно для правительства в структуре потребления домохозяйств сокращаются позиции по которым ожидается/наблюдается наибольший темп роста цен. Согласно новой методологии ,  удельный вес расходов домохозяйств на услуги ЖКХ в общих расходах по целям сокращается и так с мало-реалистичных 11,3% до просто мизерных 7,5%. Это при том, что:
- средний размер платежа за услуги ЖКХ одного домохозяйства до начала отопительного сезона составлял 526 грн., то уже в декабре 2016 г. он вырос до 1557 грн, а январе 2017 г. ожидается его дальнейшее увеличение до 2000 грн.
- все большая доля украинских семей оказывается за гранью энергетической бедности : в 2016 г. 43,6% домохозяйств не могли оплачивать полностью или частично счет за ЖКХ и обратились за субсидией, а  общая сумма задолженности за ЖКХ услуги с учетом задолженности за электроэнергию на конец года взлетела до астрономических 23,4 млрд. грн (без электричества задолженность за 2016 г. выросла на 128%), что говорит о том, что вторая половина семей, не получающих субсидию, с трудом оплачивает жилищно-коммунальные тарифы. 
- более того , согласно Национальным счетам, на которые ссылается Госстат,  в 3 квартале 2016 года удельный вес расходов на ЖКХ в общих расходах домохозяйств составлял 13,9%. Парадоксальным выглядит и то, что в корзине потребления домохозяйств, которая используется Укрстатслужбой для расчета показателей инфляции, удельный вес расходов на ЖКХ до повышения тарифов в 2012-2013 гг., был больше чем сейчас - 11,4%.
В измененной методологии Госстат также уменьшил расчетные показатели удельного веса потребления отдельных продуктов питания, из чего следует – наши граждане все больше отказываются от популярной бюджетной картошки, корнеплодов, мяса, молока. По стечению обстоятельств, это те категории социальных продуктов питания, по которым наблюдаются высокие темпы роста цен в последние годы.

Динамика инфляции с начала года объясняется в первую очередь ростом цен на продукты питания, прежде всего, на социально-значимые товары (овощи, мясо, хлеб, молоко, масло), и транспортные услуги. 
Уже очевидно, что официальный прогноз инфляции на 2017 год в 8,1% занижен как минимум в 1,5 раза. Причин для этого более чем достаточно: девальвация, повышение административно регулируемых тарифов для производителей и для населения, ограничение поддержки производителей продуктов питания, рост акцизов, повышение минимальной заработной платы и т.д. На фоне высоких инфляционных рисков и ожиданий правительство инициировало неоднозначное изменение методики расчета инфляции, которые, по оценкам экспертов, будут влиять на занижение расчетного показателя роста цен.  

НоСЭП