Единого понимания и точной статистики размера потерь – нет:

Сколько заплатили в госбюджет компании с неподконтрольных территорий
Донбасса
год |
госбюджет |
местные бюджеты |
единый социальный взнос |
2014 |
8,9
млрд грн |
4,5
млрд грн |
9,9
млрд грн |
2015 |
5,1
млрд грн |
1,7
млрд грн |
3,1
млрд грн |
январь-май
2016 |
2,2
млрд грн |
0,7
млрд грн |
0,7
млрд грн |
Источник: ГФС на запрос
"Апостроф. Экономика"
2. Потери ГМК
По данным Укрметаллургпром, суммарный эффект от остановки предприятий ГМК (как на не контролируемой, так и контролируемой территории) и снижения объема перевозок составит:
- Поступление валютной выручки в Украину снизится на $3,5 млрд, будет потеряно до 75 тыс. рабочих мест, бюджет недополучит порядка 3,57 млрд грн, перевозка грузов по железной дороге упадет на 29 млн тонн, а перевалка в портах — на 6,3 млн тонн .
- По данным Альфа - банк Украина, в феврале средняя дневная выплавка стали уже упала на 10% (по сравнению с январем 2017 г.) до 61 тыс. тонн. Падение произошло в основном за счет (1) остановки производства на ЕМЗ, ДМЗ и Алчевском меткомбинате (все три находятся в ОРДЛО); (2) трудностями с обеспечением сырьем (коксом)/ вагонами меткомбинатов на украинской территории. В марте среднесуточная выплавка упадет до менее 60 тыс. тонн. При сохранении блокады положительные темпы роста в металлургии (+8,5% в январе ) сменятся на отрицательные во втором полугодии. Сейчас ситуацию спасает относительно неплохая внешняя конъюнктура (напр., в январе 2017 г. цена на стальную заготовку с отгрузкой на условиях FOB Черное море была на 60% выше, чем в аналогичный месяц прошлого года, цена на железную руду в Китае – почти в 2 раза и т.д.)
3. Потери в ТЭК
Потери преимущественно связаны с невозможностью закупки энергетического угля антрацитовой группы, который затем используется на ТЭС для тепло-генерации:
- Уголь антрацитовых марок (группы А), на котором работает половина украинских ТЭС, добывается исключительно на оккупированных территориях Донбасса.
- Из 24 миллионов тонн энергетического угля, потребляемого Украиной, 9 миллионов тонн угля группы "А", добывается на неподконтрольной территории (вт.ч. порядка 5 млн. тонн. на шахтах ДТЭК).
- Исходя из цены угля марки А на конец 2016 г. ,потери оцениваются в? 0,5 млрд. дол., (сейчас 0,6 млрд. дол.).
Достаточно теплый февраль и март привели к тому, что Украина пока не ощутила на себе последствия недопоступления антрацита на использующие его электростанции – генерация на АЭС была поднята до 60% в энергобалансе, а недостающее «подняли» за счет ТЭС, работающих на углях газовой группы.
За последнюю неделю (с 6 по 13 марта) запасы антрацита на украинских складах уменьшились на 11% (до 662,6 тыс. тонн), вместе с тем общие запасы выросли на 3,7% (составили 1,76 млн. тонн) за счет роста запасов угля газовой группы на 15,4% (достигли 1,1 млн. тонн). По состоянию на 12 марта Из-за отсутствия угля антрацитовой группы шесть энергоблоков ПАО "Центрэнерго" мощностью 1345 МВт находились вне резерва – но это не критично.
- По данным НЭК "Укрэнерго", на утро 13 марта в покрытии энергопотребления 19295 МВт ОЭС Украины принимали участие 24 пылеугольных блока и три корпуса ГК ТЭС мощностью 4272 МВт, 12 блоков и один турбогенератор АЭС мощностью 10248 МВт, ГЭС и ГАЭС – 2766 МВт, ТЭЦ – 1740 МВт, ВИЭ – 269 МВт. Заявки были удовлетворены, и Графики ограничения или аварийных отключений потребителей системным оператором Украины 12 марта не применялись.
- Даже невзирая на то, что половина запасов антрацита сосредоточена на Луганской ТЭС (322,2 тыс. тонн) – остальные имеют определенный запас прочности: Луганская ТЭС сможет работать 71 день, Приднепровская – 33 дня, Криворожская – 29 дней, Змиевская – 64 дня, Трипольская – 36 дней.
Кроме того, запасы угля на складах теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) Украины за неделю снизились на 5,1% (на 5,3 тыс. тонн) – до 99 тыс. тонн. В частности, запасы угля антрацитовой группы на 13 марта составляют 37,7 тыс. тонн (меньше на 10,5%), газовой – 61,3 тыс. тонн (меньше на 1,4%). Но и тут ситуация не критична в оперативном плане в связи с предстоящим в ближайшее время окончанием отопительного сезона.
Вместе с тем – есть существенные риски на перспективу. Украина в год потребляет около 9 млн. тонн антрацита. Если в апреле не удастся обеспечивать минимум 5-10 тысяч тонн поставок антрацита ежесуточно – есть риск получения дефицита электроэнергии летом.
Предлагаемые экспертами меры – либо требуют больших вложений (к примеру, перевод на газовую группу только самых дешевых в плане затрат 2-го и 5-го блоков Зуевской ТЭС потребует не менее 250 млн. грн. и 4-5 месяцев работы, что в конечном итоге даст экономию в 1-1,1 млн. тонн антрацита), либо – в случае перехода на поставки из ЮАР, Австралии, или Китая – очень больших средств:
- Если прямо сейчас зафрахтовать необходимые 7,9 млн. тонн антрацита (в расчете на реализацию «зуевского проекта») – это обойдется в 19,75 млрд. грн. в годовом измерении, а дополнительные расходы (или потери по сравнению с поставками антрацита из зоны АТО) составят 6,1 млрд. грн.
4. Потери ВВП
Продолжение блокады в течение длительного времени приведет к окончательной потере активов, полному разрыву производственных цепочек и поставок готовой продукции, в результате чего сократится объем выпуска металлургической продукции, кокса, электроэнергии. Кроме того, из-за сокращения валютной выручки и экспорта усилится давление на платежный баланс и национальную валюту, на этом фоне ускорится инфляция.
- По оценкам НБУ, по наиболее пессимистическому сценарию, продолжение блокады до конца года может замедлить экономический рост страны на 1,3 п. п., то есть до 1,5% в текущем году. Торговый баланс ухудшится на 2 млрд. дол.
- По альтернативным оценкам, следует ожидать замедления темпов роста до нуля – падения на 1% .
Денежные оценки общих потерь от блокады разняться от просчитывания эффекта на другие завязанные по логистически-сбытовым цепочкам сектора экономики (напр., транспорт) и предприятия, находящиеся на контролируемой территории:
- Оценка потерь от блокады, озвученная В.Гройсманом – 2-4 млрд. грн. ежемесячно (сюда вошли недоспоставки угля антрацитовой группы на электростанции и остановка предприятий металлургии) . Если эти цифры верны, то в годовом измерении эти потери составят от 24 до 48 млрд. грн. или 0,9-1,8 млрд. дол. (для сравнения – на армию в 2017 году Украина намерена потратить 64 млрд. грн., на здравоохранение – 73 млрд. грн., образование – 85 млрд. грн.).
- Независимые эксперты, оценив товарно-сырьевые цепочки, дают и такие цифры – примерно 150-170 млн. дол. США ежемесячных потерь , т.е. 1,8-2,04 млрд. дол. в год, т.е. больше озвученного премьером «худшего» сценария (1,77 млрд. дол. США в год).
- В то же время, если отталкиваться от уже упомянутых оценок Укрметаллургпрома, то суммарные потери от остановки предприятий ГМК на неконтролируемых территориях, перебоев в работе предприятий ГМК на контролируемых территориях, снижения объемов грузовых перевозок и недопоставки угля антрацитовой группы могут достигнуть до 4 млрд. дол.