МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ПЕРВЫХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА

Согласно отчетам Госказначейства, доходы местных бюджетов вначале 2017 года продолжали демонстрировать высокие темпы роста

13/04/2017
Моніторингові продукти
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ПЕРВЫХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ 2017 ГОДА
Доходы:
- В новом году доходы местных бюджетов продолжали демонстрировать высокие темпы роста. В частности за первые два месяца (без учета трансфертов) в местные бюджеты поступило 31,1 млрд грн, что на 44,1% или на 9,5 млрд грн больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Однако значительная часть этих дополнительных доходов не пошла на предоставление местных услуг и осела на банковских депозитах (7,8 млрд грн против 2,9 млрд грн наконец февраля 2016 года), осталась неосвоенной на счетах распорядителей бюджетных средств. Профицит местных бюджетов за первые два месяца составил 16,6 млрд грн в то время как в прошлом году – 12,3 млрд грн

Основные показатели выполнения местных бюджетов за январь – февраль 2017 млрд. грн.

Доходы

Расходы

2017

2016

Рост %

2017

2016

Рост %

Подоходный налог

14,5

10,0

+44,9%

Зарплата+ЕСВ

19,4

15,0

+29,5%

Налог на прибыль

1,0

0,3

+275,8%

Соцобеспечение

33,4

13,2

+153,2%

5% акциз

1,5

1,4

+6,8%

Капрасходы

1,6

0,8

+106,0%

Налог на недвижимость

0,3

0,2

+55,5%

Всего

69,7

36,4

+91,2%

Земельный налог

3,8

3,0

+25,6%

 

 

 

 

Единый налог

4,8

3,1

+54,6%

Доходы без трансфертов

31,1

21,6

+44,1%

 

 

 

 

Трансферты

55,2

27,2

+103,4%

Всего

86,3

48,7

+77,2%

 

 

 

 

 


Источник: Госказначейство Украин
- Вместе с тем, если бы не произошло перераспределения доходов между местными и центральным бюджетом, то темпы роста доходов местных бюджетов могли бы быть выше. Объемы подоходного налога, который забрали на центральный уровень в разы больше, чем доходы, которые были переданы во время реформы межбюджетных отношений в конце 2014 года. Так, в Госбюджет за первые 2 месяца 2017 года было получено 6,1 млрд грн. подоходного налога с зарплат. Для сравнения за тот же период в местные бюджеты поступили новые доходы почти в 2 раза меньшем объеме: 5% акциз (1,5 млрд. грн.), налог на прибыль (1,0 млрд. грн.), плата за предоставление административных услуг и госпошлина (0,5 млрд. грн.). Доходы от налога на недвижимость составили всего 0,3 млрд. грн. или стабильные 1,0% собственных доходов местных бюджетов.
- Прирост доходов местных бюджетов был достигнут, преимущественно, за счет «старых» источников доходов. Так, 47,2% прироста поступлений местных бюджетов дал подоходный налог, который засчитывается в местные бюджеты, 17,9% - обеспечил единый налог, еще 8,2% - земельный налог. Новые перспективные источники доходов правительство уже забрало или собирается забрать.
- В отличие от прошлого года, акцизный налог с розничных продаж за два месяца 2017 года показал лишь небольшой прирост +6,8% г/г. Дело в том, что с 1 января 2017 года розничный акциз с нефтепродуктов отменен. Правительство решило перераспределять между местными бюджетами акцизный налог с производства и импорта нефтепродуктов. Это поставило местные бюджеты в невыгодное положение. Во-первых соответствующий порядок распределения вступил в силу только 2 марта.  Во-вторых, утвержденный механизм компенсации предусматривает, что местные бюджеты получат доходов «не меньше», чем в 2016 году. Хотя при этом не учитывается рост объемов акциза за счет инфляции и валютные колебания. Другими словами, рост доходов может быть и нулевым, при том, что в 2016 году по отношению к 2015 году оно составило 151,6%. Розничный акциз на топливо местные бюджеты в прошлом году использовали как основной источник финансирования ремонта и строительства дорог. 
- Уже в первом квартале 2017 года на своем официальном сайте Минфин разместил текст законопроекта, которым предлагалось отменить местный акциз с табачных изделий.  Законопроект был снят после разбирательств. Однако не гарантировано, что что-то подобное не появится в ближайшем будущем и не будет проголосовано в пакете «больших реформ».
- Правительство также попыталось вмешаться в доходную автономию местных бюджетов в части установления налога на имущество. Кабмин попытался «протолкнуть» свое постановление (при том что все налоговые вопросы должны регулироваться Налоговым кодексом), «Об утверждении типового решения про утверждение местных налогов и сборов, Типового положения про плату за землю, Типового положение про обложение налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка». Фактически, таким образом, правительство попыталось нарушить права местного самоуправления и ограничить доходную автономию местных бюджетов.
Расходы:
- Около 80% прироста ресурсов местных бюджетов (с учетом межбюджетных трансфертов) направлено на расходы, в которых местные бюджеты играют роль кассы – зарплаты, соцпомощь, субсидии ЖКХ. Расходы местных бюджетов выросли практически вдвое с 48,7 млрд грн до 86,3 млрд грн. Больше всего выросли расходы на соцобеспечение +153,2% до 33,4 млрд. грн (субсидии ЖКХ, помощь семьям с детьми, др), где местные бюджеты исполняют роль кассы. Динамика расходов по другим направлениям говорит о том, что местные бюджеты начинают жестко экономить на:
- Оплате труда. Расходы на оплату труда местных бюджетов выросли на 29,5% до 19,4 млрд грн. Сравнительно небольшие темпы расходов на фоне повышения минимальной зарплаты, значительного темпа роста зарплат в бюджетных секторах является еще одним косвенным свидетельством в пользу того, что в бюджетных секторах идет перераспределение от более высокооплачиваемых работников в пользу менее оплачиваемых.
- Обогреве бюджетных учреждений. Несмотря на то, что тарифы на услуги ЖКХ год к году выросли на 49,5%, коммунальные счета местных бюджетов за два месяца выросли всего на 18,3% до 534,1 млн. грн. Скандально известен случай, когда директор детского дома зимой опустил температуру в помещениях бюджетного учреждения ниже 16 градусов.
- На фоне низкой базы сравнения ввиду того, что в прошлом году опаздывали порядки освоения средств, в январе-феврале 2017 года в два раза выросли капитальные расходы. Тем не менее, их удельный вес в расходах местных бюджетов составлял всего 1,6 млрд грн или 2,3% всех местных расходов. 
- Местные бюджеты по-прежнему ограничены в инструментах повышения эффективности своих расходов. Власти в центре тормозят принятие необходимых нормативно-правовых актов. Местные бюджеты по-прежнему ограничены в своих возможностях эффективно использовать свои ресурсы с максимальным учетом местной специфики. Как показывают украинские реалии, это одно из самых слабых мест местных бюджетов. В первые месяцы 2017 года ситуация не улучшилась.
- До 2017г, основным нареканием в части расходов местных бюджетов была жесткая привязка расходов не к потребностям, а к центрально установленным нормативам. Профильные министерства не выполнили требований пункта 10 переходных положений Бюджетного кодекса, согласно которым, правительство еще (!) до 1 марта 2015 года должно было утвердить социальные стандарты и нормативы в описательном и денежном эквиваленте по каждому делегированному полномочию. 
- Президент наложил вето на законопроект «О службе в органах местного самоуправления». Таким образом, местные органы власти по-прежнему не могут самостоятельно определять оклады для служащих органов местного самоуправления с целью повышения престижа труда и обеспечения связи между оплатой труда и социально-экономическим развитием региона. 
- В 2017 г. наконец местные бюджеты получили отмену Приказа МОЗ №33, который цементировал привязку расходов на медицинские учреждения к местной инфраструктуре. Отказ от такого подхода – решение, которое назрело давно. Каждое учреждение должно иметь возможность формировать такое штатное расписание, которое соответствует объемам его работы, а не формальной мощности и именно под потребности получать финансирование. Однако вместе с отменой приказа 33 необходимо было внедрить ориентировочные нормативы нагрузки, которые определяются объемами и сложностью работы, что является необходимым для планирования и оценивания качества больниц. Это намного более сложная задача, чем просто отмена приказа. Простая отмена приказа создает еще больше проблем, чем было. Так, есть опасность чрезмерного сокращения мощностей и медиков. Врачи теперь не понимают, за что и в какой пропорции им будут начислять зарплату. Дополнительно уже нужна автономизации лечебных учреждений и договорные отношения, которые бы ограничивали произвол главврачей.

НоСЭП