Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в январе-марте 2017 года:
по большинству категорий продукции – существенный рост, однако большинство производственных площадей не загружено и на 10%, выпуск продукции измеряется единицами, более-менее работает всего одно предприятие из восьми.
Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более полусотне государств на всех континентах).
Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. К 1992 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 7,5 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей.
В последние годы отечественный автопром работал все хуже и хуже. За годы независимости ни один иностранный автопроизводитель не построил ни одного собственного завода. Максимум, на что мог рассчитывать украинский автопром – право собирать иномарки или машино-комплекты через несколько лет после представления той или иной модели.
В 2014-2016 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился более чем на 90%, занятость — наполовину, реальная заработная плата — на четверть, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 25%, а экспорт — почти в 10 раз.
В начале 2017 года – на фоне катастрофы предыдущих лет – в автомобилестроении Украины наметилось определенное оживление. В январе в стране было произведено 394 автомобиля (300 легковых, 59 грузовых, 35 автобусов), а рост по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составил 34,5%. В феврале (по сравнению с февралем 2016 года) был продемонстрирован еще более «впечатляющий рост» - +102,2% (362 единицы против 179).
В марте (по сравнению с мартом 2016 года) нарастили производство абсолютно все предприятия страны: «АвтоЗАЗ» - на 2200%, корпорация «Богдан» - на 480%, «Еврокар» - на 123%. Работали Черниговский автозавод, Часовоярский автобусный завод и «Черкасский автобус», которые год назад весь первый квартал не выпустили ни одной единицы продукции.
Еще более радужная картина складывается при изучении статистики за три месяца 2017 года: на 78,8% увеличился выпуск легковых автомобилей (с 627 до 1121), на 9,3% - грузовиков ( со 140 до 153, при этом ключевой производитель этого сегмента «АвтоКрАЗ» закрыл от общественности информацию об объемах выпуска продукции), и на 1590,0% (!) – автобусов (с 10 до 169).
Вместе с тем, приходится констатировать, что «победа» достигнута исключительно благодаря даже не крайне низкой, а почти «нулевой» базе сравнения.
- К примеру, в прошлом году в январе-марте «Черкасский автобус», «Черниговский автозавод» и «Часовоярский автобусный завод» не произвели ни одной машины, в то время как поточном году выпустили 70, 35, 28 автобусов соответственно (столько, сколько производится на этих трех заводах за три месяца – китайская корпорация «Кинг Лонг» собирает всего за 8 часов )…
- «Невиданный рывок» совершил «АвтоЗАЗ» - +3750% по сравнению с январем-мартом прошлого года. При этом если ранее он ассоциировался исключительно с легковыми автомобилями, то в этом году он не произвел ни одной легковушки, а все объемы были обеспечены сборкой 153 грузовиков и 5 автобусов (год назад в этом сегменте завод вообще не работал).
Более-менее стабильно и со сравнительно приличными по украинским меркам объемами работает лишь один автозавод в стране – закарпатский «Еврокар», который нарастил выпуск автомашин на 79,9% (с 623 до 1121 за три месяца 2017 года). В 2017 году он стал единственным производителем легкового автотранспорта в Украине, доведя свою долю на рынке до 100%. Но даже существенный рост при ненизкой базе не дает повода для радости – эти объемы мизерны, если сравнивать их с теми, что демонстрируют лидеры мирового автопрома ( для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч).
Перспективы отечественного автомобилестроения достаточно туманны.
- Скорее всего, в 2017 году Украина (и корпорация «Эталон») окончательно потеряет «Бориспольский автозавод»: если в 2015 году он еще пытался хоть «имитировать жизнь», произведя 2 грузовых автомобиля и 1 автобус, то в 2016 и первом квартале 2017 году предприятие не работало ни единого дня.
- Простои, неполная рабочая неделя, единичный выпуск продукции в последнее время стали визитной карточкой украинского автомобилестроения. Очень сложно рассчитывать на эффективную работу, если на выпуск одной единицы продукции уходит почти трое суток (как в случае Черниговского автозавода, Часовоярского автобусного или корпорации «Богдан»).
- В этих условиях финансовое состояние отрасли продолжает ухудшаться. Даже для пока еще более-менее устойчивого «АвтоКрАЗа» ( который выручает то, что почти половина продукции отгружается на экспорт) каждый год оканчивается значительно плачевнее предыдущего: 2013 год – прибыль 19,8 млн. грн., 2014 год - убыток 148,0 млн. грн., 2015 год – убыток 371,5 млн. грн., 2016 год – убыток увеличился еще в 3,8 раза, достигнув уже 1,43 млрд. грн. Всего по отрасли убытки в прошлом году составили почти 1,8 млрд. грн. (картину несколько улучшили входящие в объединенную отраслевую статистику сборщики прицепов, полуприцепов и других транспортных средств). Тенденция приобрела более чем тревожный характер – при такой «экономике» производства предприятия не в состоянии не только развиваться, но все ближе и ближе подбираются к банкротству , а карманных близких к автопрому банков, которые предоставляли более дешевый ресурс, после расчистки финансового рынка уже не осталось…
В условиях глубокого экономического кризиса автопром постепенно грозит стать очагом социального напряжения. По уровню зарплат отрасль занимает место в нижней половине среди шестнадцати отраслей промышленности. Даже при этом, а также продолжающемся сокращении числа наемных работников, только за 2 месяца 2017 года долги по зарплате в отрасли выросли на 5,9% и составили уже 383,9 млн. гривен (при этом на работающих предприятиях задолженность росла еще более высокими темпами - +8,9%). По зарплатным долгам на 1 марта автопром вышел на первое место в стране, потеснив на второе вечного лидера – углепром (377,0 млн. грн.) При нынешней ситуации в отрасли сложно даже предположить, каких масштабов достигнет невыплата зарплат и сокращения персонала, когда все более будет чувствоваться эффект от повышения «минималки» до 3200 грн.
Уже сейчас становится очевидным, что автомобилестроение Украины, несмотря на статистический рост, находится в глубочайшей яме, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие адекватной реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам в машиностроительной, химической, электронной и многих других отраслях – труднообъяснимо и алогично.
Владислав Мельник