Экономические итоги 2018 года

Уходящий год стал продолжением экономических тенденций, заложенных в 2016-2017 гг.

30/12/2018
Аналітичні звіти
Экономические итоги 2018 года

Продолжилась фаза медленного восстановления экономики, завязанная на благоприятную конъюнктуру внешней торговли и активизацию внутреннего (прежде всего) потребительского спроса. Темпы роста ВВП, хотя и выросли по сравнению с прошлым годом, остались более чем сдержанными, не позволив преодолеть падение в 2014-2015 гг. и продолжая отставать от средних темпов роста в регионе.

Параметры макроэкономической устойчивости за год кардинально не поменялись: несмотря на предвыборный год, власти сохранили курс на фискальную консолидацию; немного снизилась инфляция, оставшись при этом на двузначном уровне; несколько уменьшилась относительная долговая нагрузка на экономику, однако ее уровень все равно превысил порог безопасности; продолжилось восстановление банковского сектора, однако без значительного прогресса в восстановлении кредитования и расчистки плохих активов; продолжилось ухудшение показателей платежного баланса, прежде всего, дефицита внешней торговли и счета текущих операций (хотя при этом на конец года ЗВР достигли 5-летнего максимума).

В целом, несмотря на введение под конец года военного положения (впервые за время независимости) и ухудшение условий доступа на глобальные рынки капитала, год заканчивается без потрясений для финансовых рынков.

В секторальной разбивке экономический рост оставался несбалансированным. Основной вклад в экономический рост в 2018 г. внесли сельское хозяйство (растениеводство) и торговля, суммарно обеспечив около половины всего прироста реального ВВП. В то же время, темпы роста в промышленности оставались низкими, транспортный сектор на протяжении всего года находился в минусе.

Продолжилось снижение показателей абсолютной бедности и восстановление реальных доходов домохозяйств, однако их величина пока так и не достигла уровня, предшествующего кризису 2014-2015 гг.

Реформы, направленные на институциональные изменения и структурные преобразования в экономике, замедлились. Во-первых, пересмотр программы с МВФ, ранее задававший такую повестку напрямую либо через требования других официальных кредиторов, был поставлен на длительную паузу (с апреля 2017 г.) и завершился только к концу года выходом на новую программу standby. Во-вторых, начали сказываться приближающиеся выборы, затормозившие принятие и без того сложных решений, где переплелись различные политические и финансовые интересы. Так, два знаковых события – подготовка условий для отмены моратория/запуска рынка земли и возобновление большой приватизации – ожидаемо перенеслись на период после выборов. Вместе с тем, в 2018 г. Украина продолжила разбираться с неоднозначными последствиями стартовавших в прошлом году медицинской, образовательной и пенсионной реформы.

Отличительная черта следующего года – старт нового электорального цикла и двойные выборы: Президента (весной) и Парламента (осенью). В этом плане 2019 г., с одной стороны, будет подводить черту под 5-ю годами экономического курса действующей власти, с другой (независимо от итогов выборов) задавать векторы развития на следующую 5-летку. В конечном итоге реальную оценку результатам работы политиков и их способности реализовать предвыборные обещания даст избиратель, сохранив или существенно переформатировав нынешний политический ландшафт.

I.    Экономический рост и макро-стабильность:

1.   На конец 2018 г. реальный ВВП будет все еще на 8,6% ниже, чем в 2013 г. Текущий экономический рост – слабый и неустойчивый.

По итогам 2018 г. ВВП вырастет на 3,3%-3,4%[1]. Темпы роста экономики, хотя и выросли по сравнению с прошлым годом (2,5%), остались более чем низкими, отставая от потенциальных (4%) и прогнозных средних темпов роста для стран в регионе (3,8%).[2]

Слабый восстановительный рост означает более низкие темпы преодоления последствий последнего кризиса 2014-2015 гг. и углубление отставания от стран в регионе:

Украина – европейский аутсайдер по темпам роста за последнюю пятилетку. За 2014-2018 гг. среднегодовые темпы роста составят «минус» 1,6%. Это худшие результаты в Европе (за этот период ни одна европейская страна не показала отрицательные среднегодовые темпы роста) и попадание в топ-10 худших стран мира[3].

На конец 2018 г. реальный ВВП Украины будет все еще на 8,6% ниже уровня 2013 г.(в сопоставимых данных без АРК и зоны ООС). По прогнозам МВФ, долларовый ВВП составит 126,4 млрд. дол. или 70,4% от уровня 2013 г (179,6 млрд. дол.), ВВП/душу – соответственно 2964 дол. или 74,7% (3969 дол. в 2013 г.)[4].

При сохранении прогнозных темпов роста Украина еще 3 года будет восстанавливаться до уровня 2013 г.По прогнозам МВФ, из-за падения цен на основные экспортные продукты (сталь, руду, подсолнечное масло) в 2019-2021 гг. среднегодовые темпы роста экономики замедлятся до 3%. При таких темпах Украина выйдет на уровень реального ВВП, достигнутый в 2013 г., в лучшем случае только к концу 2021 г.

Разрыв в экономическом развитии между Украиной и другими странами в регионе увеличивается. Если за прошедшие 5 лет (2014-2018 гг.) ВВП в Украине кумулятивно упал на 8,6%, то в Литве вырос на 16,3%, в Болгарии – на 17,1%, в Молдове – на 18,1%, в Словакии – на 18,4%, в Венгрии и Чехии – на 19,1%, в Польше – на 20,6%, в Грузии – на 22,7%, в Румынии – на 25,2%.

Как результат, по сравнению со своими европейскими соседями украинцы за последние 5 лет стали беднее.По оценкам МВФ, если в 2013 г. ВВП/душу в текущих ценах в долларах в Польше составлял 13 777 дол./чел. и был в 3,5 раз выше, чем в Украине, то к концу в 2018 г. подушевой ВВП в Польше вырастет до 14 469 дол./чел., что уже в 4,9 раз будет выше, чем в Украине (2 964 дол. ). В долларах по паритету покупательной способности разрыв также увеличился с 2,8 раз в 2013 г. до 3,5 раз в 2018 г.

2.   Качество восстановительного роста не внушает оптимизма:

Внешний спрос для Украины ухудшается

Восстановление экономики в последние три года обязано во многом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре на сырьевых рынках. За 2016 г. - первую половину 2018 г. мировые цены на сталь выросли на 90%, ЖРС – на 40%, пшеницу – на 25%.Однако благоприятный для Украины цикл роста цен на сырьевых рынках подходит к концу: начиная со второй половины 2018 г. цены на основные украинские экспортные товары падают и, по прогнозам МВФ, продолжат падать в 2019-2020 гг. По отдельным позициям, как напр., растительные масла (в т.ч. подсолнечное, по которому Украина занимает лидирующее место в мире по экспорту) из-за глобального перепроизводства цены на начало декабря опустились до 13-тилетнего минимума.

-  а факторы внутреннего спроса слабы и неустойчивы.

Инвестиционная активность остается низкой и не отвечает задачам поддержания устойчивого роста, не говоря уже о его ускорении.По итогам 9 мес. 2018 г. валовое накопление основного капитала составило 15,5% ВВП, тогда как для поддержания устойчивых темпов экономического роста необходимо не менее 20% (за последние 25 лет среднее по странам OECD – 22%, Польша – 20%, Южная Корея – 32%, Китай – 39%)[5]. Основная причина такого положения дел - помимо отсутствия мира - неблагоприятный инвестиционный климат, который сдерживает инвестиционную активность, в т.ч. приток прямых иностранных инвестиций. Если за 2010 – 2013 гг. среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций составлял 6 млрд. дол., то в 2016-2018 гг. - 2,6 млрд. дол., причем последние три года приток ПИИ сокращается.

Восстановление потребительского спроса не имеет устойчивой базы.Двузначные темпы роста реальной зарплаты в 2017-2018 гг. диссонируют с низкими темпам роста экономики (если за эти 2 года реальная зарплата выросла на треть, то ВВП – только на 6%) и рекордной безработицей (на уровне 9-10%). Рост зарплаты не связан с ростом продуктивности в экономике, а обуславливается административным повышением минимальной зарплаты (последняя за 2 года выросла на 132%). Акселератор в виде резкого повышения минимальной зарплаты работает, но не долго, в конечном итоге приводя к раскручиванию инфляции и обесцениванию доходов граждан. Кроме того, поддержку потребительскому спросу оказали рекордные переводы от украинских «гастарбайтеров». По оценкам НБУ, в первой половине 2018 г. денежные переводы в Украину, львиную долю из которых занимают переводы трудовых мигрантов, составили 5,5 млрд. дол. и в 5 раз превысили приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это сомнительное достижение. Такие перекосы между ПИИ и переводами трудовых мигрантов – обычно признак бедных нестабильных стран, экспортирующих свои трудовые ресурсы, вместо того чтобы привлекать инвестиции и развивать внутреннюю экономику.

3.   Параметры макро-финансовой устойчивости в 2018 г. кардинально не ухудшились, но и не улучшились.

Продолжают сохраняться и накапливаться риски на стороне двузначной инфляции, расширения дефицита счета текущих операций, так и не восстановившейся до конца банковской системы, высокой долговой нагрузки и др. На фоне оттока капитала с развивающихся рынков, внешняя ликвидность остается слабой, а страна, как и ранее, пребывает в глубокой зависимости от внешнего официального финансирования и продолжения программы МВФ:

Двузначная инфляция.Инфляция остается одним из основных макро - дестабилизирующих рисков:

- Итоговая инфляция в 2018 г. немного замедлится по сравнению с 2017 г. (13,7%), однако все равно превысит 10% (прогноз НБУ – 10,1%).

- Это означает, что в Украине 5-й год подряд сохранится высокая двузначная инфляция (за это время цены вырастут более чем в 2,5 раза; для сравнения в 2010 – 2013 гг. – выросли на 15%).

- По данным МВФ, Украина входит в топ-10 стран с худшей инфляцией за последние 5 лет после Венесуэлы, Южного Судана, Судана, Йемена, Ливии, Анголы и очевидно Аргентины и Сирии (для 2-х последних достоверные данные об инфляции отсутствуют)[6].

- В 2018 г. Украина сохранит лидерство в Европе (без Турции) по уровню годовой инфляции, которая почти в 4,5 раза превышает средний показатель по странам в ЕС.

- Высокая двузначная инфляция оказывает негативное влияние на экономический рост, де-стимулируя инвестиции, в т.ч. из-за высоких кредитных ставок, большей непредсказуемости экономической среды, и снижая реальное благосостояние граждан и их покупательную способность. Рост цен бьет по доходам и сбережениям наименее защищенных категорий граждан. За 2014 – 11 мес. 2018 гг. цены суммарно выросли почти в 2,5 раза, в то же время прожиточный минимум и минимальная пенсия – на 58%, средняя пенсия – ? на 70%.

Слабая банковская система.Восстановление сектора идет очень медленно:

Несмотря на отдельные положительные тенденции[7], банковскую систему вряд ли можно назвать выздоровевшей. Банковские активы наводнены рекордной по мировым меркам долей неработающих кредитов, а переформатирование сектора привело к доминированию на нем неэффективных государственных банков[8]. Вместе с традиционными структурными проблемами сектора – слабой защитой прав кредиторов, высокими процентными ставками, отсутствием длинных ресурсов, разрывом в срочности активов и пассивов, высоким уровнем долларизации балансов банков – указанные факторы угнетают кредитование и генерируют системные риски устойчивости для банковского сектора.

Банковская система не выполняет в полном объеме свою главную функцию – кредитование экономики, что сдерживает ее восстановление. На фоне потери половины кредитного портфеля (объем кредитов к ВВП ужался с 62% в 2013 г. до оценочно 32% в 2018 г.) возобновление кредитования[9]идет крайне медленно и в значительной части за счет выдачи рискованных потребительских кредитов. Причина такого положения дел очевидна: (а) из-за инфляции и экономических рисков кредитные ставки в гривне для бизнеса держатся на неподъемных уровнях (более 20%); (2) доля плохих кредитов (NPL) продолжает оставаться на пиковых уровнях и на 1 ноября 2018 г. составляла 54,5%, в т.ч. по валютным кредитам физлицам превышает 96% (видимого прогресса в расчистке NPL нет – по сравнению с началом года их доля не изменялась!); (3) несмотря на принятие отдельных правильных законодательных инициатив[10], реальный уровень защиты прав кредиторов как был, так и остался, низким; (4) за 5 лет так и не была налажена эффективная работа ФГВФЛ по продаже/ восстановлению стоимости активов проблемных банков (доля проданных за 5 лет активов ликвидированных банков не превышает 3% от их балансовой стоимости).

Отсутствие прогресса с полноценным перезапуском банковского сектора, как и всего рынка капитала в Украине, тормозит пост-кризисное восстановление экономики Украины и ухудшает ее шансы на сокращения разрыва по уровню доходов с более успешными странами в регионе.

Высокая долговая нагрузка и слабая внешняя ликвидность оказывали и будут продолжать оказывать давление на гривну, бюджет и экономику в целом.

Внешняя финансовая позиция остается хрупкой. По итогам года среднегодовой курс гривны по отношению к доллару составит 27,2 грн./дол., снизившись всего на 2,3% по сравнению с прошлым годом. Относительная валютная стабильность – во многом результат жесткой монетарной политики НБУ[11], благоприятных цен на внешних рынках (в первой половине года) и рекордного урожая зерновых.Вместе с тем, в 2019 г. внешние условия торговли для Украины ухудшатся, а фундаментальные дисбалансы (растущий дефицит счета текущих операций, слабый приток ПИИ и высокая долговая нагрузка) никуда не денутся, обуславливая накапливании рисков для внешней финансовой устойчивости.

Госдолг продолжает находиться за пределами долговой безопасности, а Украина входит в период пиковых выплат перед внешними кредиторами.

o Общая долговая нагрузка на экономику (отношение суммарного внутреннего и внешнего госдолга к ВВП) увеличилась с 39,9% ВВП в 2013 г. до 71,8% в 2017 г. – при том, что рекомендуемая максимальная долговая нагрузка для развитых стран считается 60% ВВП, а для развивающихся – 40% ВВП. В 2018 г. соотношение госдолга к ВВП снизится до 62-63% ВВП, однако динамика абсолютной величины госдолга останется негативной. По нашим оценкам (итоговые показатели будут только в начале февраля 2019 г), общая величина госдолга в гривне за год увеличится на 50-60 млрд. грн., приблизившись к 2,2 трлн. грн.

o Долговая нагрузка на бюджет за последние пять лет заметно выросла и, несмотря на несколько раундов реструктуризации, остается высокой. Если в 2013 г. обслуживание госдолга занимало 8,5% расходов госбюджета, в 2018 г. – 12,8%, то по плану на 2019 г. – 13,1% (при критическом уровне 10%).

Продолжают нарастать проблемы на стороне платежного баланса.Дефицит торговли товарами и услугами увеличивается, достигнув за 10 мес. 2018 г. 10 млрд. дол. - рекордной отметки с 2014 г. Один из основных показателей устойчивости платежного баланса – дефицит счета текущих операций – также ухудшился, достигнув 4,6 млрд. дол. (рост в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). По итогам года он составит порядка 4,1% ВВП, что уже близко к критической отметке устойчивости дефицита СТО для развивающихся стран (5% ВВП). По сравнению с 10 мес. прошлого года, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) обвалился еще на 20% - до 1,7 млрд. дол. Приток ПИИ покрывает чуть более 1/3 дефицита счета текущих операций. И это также один из фундаментальных признаков неустойчивости платежного баланса.

II.  Реальный сектор экономики

4. Реальный сектор экономики в 2018 году по большинству секторов не вышел на докризисный уровень, темпы восстановления оставались низкими.

Рост ВВП был обеспечен, в основном, за счет низко-технологических секторов: сельского хозяйства, торговли, а также строительной отрасли. Результаты работы в 2018 году позволили превысить показатели 2013 года только у аграриев (11 мес. 2018/2013: +8,3%) и в строительстве (11 мес. 2018/2013: +6,3%). Однако в других секторах отставание от объемов 2013 года остается значительным (в транспорте оно составляет -10,1…-16,1% (11 мес. 2018/2013), в торговле – -17,2% (11 мес. 2018/2013), в промышленности - --18,5% (11 мес. 2018/2013)). При нынешних темпах развития вывести эти отрасли на уровень 2013 г. удастся только в следующем десятилетии (торговля – в 2023 году), а то и значительно позднее (промышленность в целом – в 2031 году, под-отрасль животноводства – в 2034 г.).

5. Основные результаты года:

Лидером роста сталосельское хозяйство(+8,3% по итогам 11 мес.), но в этом секторе наблюдаются противоречивые тенденции.

Уходящий год стал удачным для под-отрасли растениеводства. В 2018 году был собран рекордный за годы независимости урожай зерновых и зернобобовых культур – 70,1 млн. тонн. Предыдущее достижение (66,1 млн. тонн, 2016 год) перекрыто на целых 4 млн. тонн. Исторические рекорды побили урожай кукурузы (35,5 млн. тонн, +44% по сравнению с 2017 годом), подсолнечник (13,7 млн. тонн, +12%) и соя (4,4 млн. тонн, +13%), что скрасило падение сбора пшеницы (24,5 млн. тонн, -6%) и ячменя (7,3 млн. тонн, -12%). Ситуация с последними двумя культурами при благоприятных погодных условиях поправима в 2019 году, в том числе за счет расширения посевных площадей под урожай 2019 года (в частности по ячменю – на 22%). За счет рекордного урожая уже сейчас можно предположить, что по итогам 2018/2019 маркетингового года будет значительно перекрыты показатели по экспорту зерновых (ожидается 47,2 млн. тонн против 39,9 млн. тонн в 2017/2018 маркетинговом году).

В то же время сложным остается положение дел в под-отрасли животноводства. За 11 месяцев 2018 года она выросла всего на 0,4%, но по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – отстает от показателей пятилетней давности на 6,0%. В этом сегменте по сравнению с январем-ноябрем 2017 года сократилось производство в 10-ти из 24 регионов страны. Незначительно выросло производство яиц (на 3,3%) и мяса в живом весе (на 0,8%). В то же время, сократилось производство молока (на 1,8%). Самой серьезной проблемой остается сохранение тенденции сокращения поголовья сельскохозяйственных животных – крупного рогатого скола (-4,0%, в т.ч. коров - -3,2%), свиней (-3,2%), овец и коз (-3,6%). Не удалось переломить этот процесс даже невзирая на то, что в поточном году на поддержку животноводом было выделено почти 2,4 млрд. грн., направленных на дотации на содержание коров и молодняка, частичную компенсацию затрат на воспроизводство племенных животных и создание новых животноводческих комплексов. Сохранение такого положения вещей грозит дальнейшей консервацией кризисного положения в животноводстве.

Неплохие результаты достигнуты встроительстве– объемы работ выросли на 6,3% за 11 месяцев 2018 года.

- Удержать приличные темпы роста удалось даже невзирая на высокую базу сравнения (за 11 месяцев 2016 года объемы строительства выросли на 17,2%, за аналогичный период 2017 года – еще на 26,5%, совокупно за два года – на 48,3%). Позитивного результата удалось добиться по всем сегментам строительства – жилых домов (+0,9%), нежилых домов (+1,8%), инженерных сооружений (+11,3%, это важно, исходя из необходимости обновления достаточно изношенной инфраструктуры, сетей, коммуникаций, линий электропередачи и т.д.).

- Вместе с тем, общие объемы строительства остаются по-прежнему не такими большими, как хотелось бы. За 11 месяцев 2018 года выполнено строительных работ на сумму 115 млрд. грн. (это немногим более 4,2 млрд. дол. США).На конец 2018 года объемы строительства достигнут всего 8,0% от того, что строилось в 1990 году. При нынешних темпах роста выйти на «исходные позиции» удастся только к 2062 году, но техническое состояние и степень износа жилых и нежилых объектов, инфраструктуры, построенных преимущественно еще во времена УССР – не дают Украине такого временного запаса. Уже в ближайшие годы одним из самых серьезных вызовов станет вопрос «хрущевок», полностью исчерпавших свой ресурс. Даже в относительно благополучном и быстро строящемся Киеве (на который приходится 22,6% всех строительных работ в стране) – «в строю» остается более 3000 хрущевок (это каждый третий дом в столице), а всего объемы «ветхого жилья» оценены в 7,8 млн. кв. м., которые согласно Генплану, предстоит демонтировать до 2025 года. Принять решение по нему (как в столице, так и в других регионах страны, где проблема еще острее) требуется как можно быстрее, но его, как и быстрых практических шагов, пока нет.

- Вызовом станет строительство и ремонт автодорог, почти 95% которых находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Эта тема является одним из ключевых приоритетов нынешнего Правительства, но темпы ее решения остаются медленными. Дорожный фонд-2018 был сформирован в рекордном за годы независимости объеме – 51,1 млрд. грн. (в т.ч. 8,5 млрд. грн. – обслуживание кредитов). Вместе с тем, за 11 месяцев 2018 года на строительство автострад, дорог и улиц потрачено всего 18,3 млрд. грн. (или менее 43% от запланированных капитальных инвестиций).

Сложной остается ситуация впромышленности.

- По итогам 11 месяцев 2018 года объемы производства в ней выросли на 1,8%, в т.ч. в добывающей – на 2,3%, перерабатывающей – на 1,6%%, ТЭК – на 1,9%. Особо печально выглядит этот результат на фоне того, что достигнут он на крайне низкой базе сравнения: годом ранее рост промышленного производства составил всего +0,4%. Показатели 2018 года составляют всего 81,2% от объема промпроизводства 2013 года, когда уже вовсю проявились последствия торговой войны с РФ.

Темпы восстановления являются достаточно низкими, для того, чтобы обеспечить преодоление кризиса в промышленности 2014-2015 годов.При нынешних показателях прироста производства ТЭК выйдет на уровень 2013 года только в 2029 году, перерабатывающая отрасль – в 2030 году, добывающая отрасль – в 2034 году!

В ряде отраслей отставание от уровня 2013 года остается более чем значительным:в угольной отрасли – 61,1%, коксохимической промышленности – 39,1%, металлургии – 27,6%, машиностроении – 24,6%.Уже очевидно, что преодолеть эту пропасть в ближайшие пять лет при нынешних темпах нереально. Усугубляет проблемы и то, что за последнюю пятилетку «сдали» и «поддерживающие» их под-отрасли. К примеру, производство металлообрабатывающих машин по сравнению с 2013 годом сократилось на 10,8%, машин и оборудования для металлургии – на 15,8%, машин и оборудования для добывающей промышленности и строительства – на 16,1%...

Даже там, где темпы восстановления существенно превышают средние по стране, в пятилетней ретроспективе многие отрасли «топтались на месте». Наибольшие темпы роста зафиксированы в химической промышленности (+18,6% за 11 месяцев 2018 года), а всего за два года этот сектор вырос на 37,9%. Вместе с тем, это всего на 1,2% больше по сравнению с показателями 2013 года, т.е. среднегодовые темпы роста в химпроме составили за последнюю пятилетку всего +0,24%. Аналогичная картина – в автомобильной промышленности: +14,2% по сравнению с 11 месяцами 2017 года, и +97,2% за два года, но это всего 34,2% от уровня 2013 года.

Ряд отраслей показал по итогам 11 месяцев отрицательную динамику.В январе-ноябре упали объемы промышленного производства в легкой (-3,5%) и пищевой (-1,6%) промышленности, электромашиностроении (-14,1%), резинотехнической и пластмассовой (-0,7%) промышленности.

-  Четвертый год авиационная промышленность заканчивает без единого собранного серийно самолета – невзирая на то, что уже два года как этой отрасли предоставлены налоговые льготы.

Углубляются проблемы в секторе ЖКХ и энергетики. Продолжающийся последние несколько лет существенный рост тарифов привел к значительному увеличению задолженности, которая с начала 2014 года выросла в 4,4 раза и достигла на 1 декабря 2018 года 47,7 млрд. грн., ставя за черту банкротства практически каждое предприятие отрасли. Настоящая катастрофа произошла в ноябре, когда задолженность всего за ОДИН (!) месяц увеличилась на 7,8 млрд. грн. (такие темпы еще ни разу не фиксировались за годы Независимости), в т.ч. за газ – на 4,1 млрд. грн. (при том, что население оплачивало платежки за октябрь еще со старыми ценами), за отопление (насчитанное всего за полмесяца, а то и меньше) – на 3,4 млрд. грн. Посыпался уровень платежной дисциплины – если в сентябре население оплатило 105,7% (без электроэнергии) насчитанных им сумм за потребленные услуги (гасились долги предыдущих периодов), то в октябре – только 77,5%, а в ноябре – 46,6%. Невзирая на рост тарифов, которое должно было сбалансировать «экономику» отрасли – по итогам I полугодия почти каждое второе предприятие отрасли оставалось убыточным. В 2018 году не удалось добиться заметного прогресса в повышении энергонезависимости. Фонд энергоэффективности, речь о создании которого велась еще в 2014 году, так и не заработал. Его запуск мог в значительной мере и в короткие сроки разрешить проблемы низкой энергоэффективности, прежде всего в жилом секторе. Реализованные точечные проекты показали, что всего за полгода можно добиться снижения потребления тепла в 3-4 раза. Но проблема упирается в недостаток средств, выделяемых на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. За 2017-2018 годы на энергосбережение государство выделило из бюджета всего 2,9 млрд. грн., в то время как на субсидии (т.е. по сути финансирование потерь и повышенного энергопотребления) – 144,9 млрд. грн., или в 50 раз больше, чем на энергосбережение.

2018 год запомнится и началом череды знаковых банкротств некогда «голубых фишек» украинской промышленности. В июле был объявлен банкротом Николаевский судостроительный завод, его имущество было продано за 4,4 млн. дол. В октябре стартовал процесс банкротства лидера в сегменте производства грузовых автомобилей – ПАО «АвтоКрАЗ». В декабре суд запустил процедуру банкротства крупнейшего производителя шин в стране – ПАО «Росава», за которым зависло 20,58 млрд. грн. кредиторской задолженности. В результате анализа, опубликованного НБУ в декабре 2018 года, из 5731 компании крупного и среднего бизнеса, на которые приходится 70% от всех доходов юрлиц, почти 1,3 тысячи были квалифицированы как «зомби» и «инфицированные», т.е. кандидаты в банкроты, за которыми - 61% всего долга и 58% банковских кредитов. В связи с этим крайне актуализируется вопрос – кого следующего потеряет Украина в наступающем году?

Теряя «старые предприятия», которые из года в год становятся все менее конкурентоспособными и все более ресурсоемкими, крайне мало вкладывается в новые, которые смогли бы их успешно заменить.За 11 месяцев 2018 года на объектах промышленности выполнено строительных работ всего на 21,2 млрд. грн. (781 млн. дол. США). Объемы строительства в горнодобывающем комплексе за 11 месяцев составили всего 450 млн. дол. США, в электроэнергетике – 229 млн. дол. США, в металлургии – 93 млн. дол. США, в химической промышленности – 9,5 млн. дол. США. Это усиливает угрозы продолжения де-индустриализации, причем затрагивая в первую очередь те отрасли промышленности, которые составляют заметную часть в экспорте и генерируют для страны миллиарды долларов валютной выручки.

Неудачным по многим параметрам выдался год длятранспортной отрасли.

По итогам 11 месяцев 2018 года три из четырех ключевых индикаторов ее работы оказались отрицательными. Грузооборот за 11 месяцев 2018 года сократился на 3,0%, объемы перевозки грузов – на 1,5%, количество перевезенных пассажиров – на 3,0% (увеличилось – на 5,4% - только количество перевезенных пассажиров).

- На ключевом для всех секторов экономики железнодорожном транспорте, на который приходится больше половины от всех объемов перевозок, на 2,5% сократился грузооборот и на 4,6% - перевозки грузов, удельный вес которого в общих объемах превышает 50%. Перевозки лесоматериалов сократились на 11,8%, стройматериалов – на 10,5%, нефти и нефтепродуктов – на 10,4%, зерна – на 9,9% и т.д.. Третий год «Укрзализныця» недостачей локомотивов, неподачей вагонов и неудовлетворением заявок на них осложняет работу аграриев, металлургов, химиков, лишая их сотен миллионов долларов валютной выручки, и загоняя в неприятные разбирательства с контрагентами по поводу невыполненных вовремя контрактных обязательств.

Неудачным выдался год для «водников»- минус 20,8% по грузообороту и минус 2,1% по объемам перевезенных грузов. Имея доступ к двум из пяти крупнейших рек Европы, Украина продолжает сворачивать их использование в качестве транспортных артерий. Объемы грузов, перевезенных по рекам страны, по итогам 11 месяцев 2018 года сократились до 0,18% от их общего объема, в то время как в Европе этот показатель превышает 15%.

После двух лет подъема опять ушел в минус трубопроводный транспорт(-5,8% по грузообороту и -5,2% по объемам грузоперевозок соответственно). Перекачка газа сократилась на 6,0%, транзит – на 7,4%, по нефти – на 3,9% и 4,9% соответственно. Особенную тревогу вызывает газотранспортная система Украины, являющаяся второй по размерам в Европе и входящей в число крупнейших в мире. Срок газового контракта-2009 истекает в будущем году, отношения с РАО «Газпром» накалены до предела и являются предметом многомиллиардных взаимных претензий в различных судах. Невзирая на намерения снизить вдвое тариф на транспортировку «голубого топлива» для повышения конкурентоспособности украинского маршрута – больших подвижек в части контрактования будущих объемов прокачки газа нет. РФ интенсивными темпами расширяет транзитные газопроводы в обход Украины, а также приступила к консервации/демонтажу компрессорных станций на «украинском направлении», грозя переполовинить уже в самое ближайшее время объемы перекачки газа через территорию Украины. Страны ЕС (главный потребитель газа из украинской трубы) на фоне появления альтернативных маршрутов (не только российских) и планов США по значительному увеличению поставок СПГ на европейский рынок – чем дальше, тем больше будут терять интерес к украинскому маршруту. Отсутствие прогресса и определенности в отношении будущего отечественной ГТС грозит ее опустошением, превращением в горы металлолома, и лишением бюджета Украины миллиардов долларов поступлений за транзит газа.

6. Факторы, оказавшие негативное влияние на развитие реального сектора в 2018 году:

Рост издержек производства, вызванный ростом цен на сырье и энергоносители и административным повышением минимальной заработной платы, снижающий конкурентоспособность продукции. Очередное повышение МЗП с 1.01.2018 бизнес трансформировал в уравниловку в оплате труда и переложил на цены. Цены производителей промышленной продукции за 11 месяцев 2018 года выросли на 14,6%, создавая «инфляционный навес» над потребительскими ценами.

Неудовлетворительный бизнес-климат, сдерживающий прирост инвестиций.Низкие темпы продвижения Украины в рейтингах DoingBusiness (71 место, +5 позиции) сигнализируют о недостаточной привлекательности страны для внутренних и иностранных инвесторов. Продолжает процветать рейдерство, защита прав собственности пока не стала более эффективной. За 10 месяцев 2018 года приток ПИИ в Украину составил всего 1,7 млрд. дол. США, что является крайне незначительным для обеспечения быстрого восстановления экономики и ее реального сектора. Невзирая на наличие специализированных институций (Национальный инвестиционный совет и его офис, Офис привлечения инвестиций при КМУ) – «инвестиционного прорыва» в 2018 году, как и годом ранее – не произошло.

Бизнес еще не оправился от многомиллиардных убытков, полученных в 2014-2015 гг., и не обладает ресурсом, необходимым для инвестирования в больших объемах «проектов развития». Невзирая на то, что крупные и средние предприятия в январе-сентябре 2018 г. получили 103,8 млрд. грн. прибыли (а всего за 2016-2018 гг. – 410,6 млрд. грн.), это и близко не покрыло убытки 2014-2015 гг. (-912,8 млрд. грн.).

Как и в прежние годы, недоступными остаются кредиты. «Оптимизированный» банковский сектор пока так и не может выполнять свою главную роль – быть поставщиком финансовых ресурсов для реального сектора экономики. На середину декабря 2018 года процентная ставка по банковским кредитам остается высокой – 21,9% в гривне. Это делает их недоступными для большинства отраслей промышленности, где рентабельность – в 2-3 раза ниже.

Отсутствие стратегического планирования развития отраслей реального сектора экономики. На конец 2018 года так и не утверждена Стратегия развития промышленности, которую планировалось принять до конца 2017 (!) года. Нет ясности по ключевому вопросу для аграрного сектора - открытию/неоткрытию рынка земли, и условий, на которых это могло бы произойти. Отсутствие четко артикулированной со стороны государства позиции – какие отрасли/сектора оно считает долгосрочным приоритетом, какие готовы оказывать им меры поддержки, какие льготы предоставлять и т.д. – главный сдерживающий фактор для иностранных стратегических инвесторов, не готовых вкладывать миллиарды долларов в отрасли, отношение к которым государством не сформировано.

Неэффективная система государственной поддержки

- Сложная нынешняя многоканальная система господдержки аграриев, заменившая спец-режим по НДС, смогла предложить втрое меньше ресурса, чем тот, которым располагали сельхозтоваропроизводители до 2017 года. К тому же она оказалась несовершенной – и потому недостаточно востребованной со стороны аграриев. Почти 2,1 млрд. грн. из общего объема господдержки (6,3 млрд. грн.) в 2018 г. так и не была выбраны адресатами, и впоследствии перераспределены на другие статьи расходов государственного бюджета.

- Не дали результата налоговые льготы для авиастроения. ГП «Антонов» и «Укроборонпром» пока не смогли увеличить объем заказов и производства авиатехники.

- В 2018 году, как и за три предыдущих года, так и не заработало Экспортно-кредитное агентство.

В меньшей мере, чем годом ранее, сказывалось влияние экономической блокады Донбасса. Бизнесы уже мысленно свыклись, что быстрого прорыва в этом вопросе не будет, и переориентировались на другие источники сырья, комплектующие и новую логистику. Вместе с тем, для реального сектора (прежде всего металлургов и аграриев) проявилсяновый фактор в виде блокирования прохода судов из/в порты Мариуполя и Бердянска, уже стоившей бизнесу сотни миллионов гривен.

III. Социальная сфера

Восстановление реальных доходов граждан продолжилось, однако оставалось несбалансированным. Если реальные зарплаты продолжили расти двузначными темпами, и превысили уровень 2013 г., реальные социальные выплаты (пенсии и выплаты, привязанные к бюджетному прожиточного минимуму) по-прежнему значительно отставали от инфляции, аккумулированной за последние 5 лет.

7. Восстановление реальных доходов населения продолжилось, прежде всего, под влиянием роста зарплат.В I-ом полугодии реальный наявный доход населения вырос на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Тем не менее, он по-прежнему составляет всего 82% от уровня 2013 года. Основным фактором роста доходов стало повышение заработных плат (номинально на 26%). При этом, по данным НБУ, повышение зарплатвнутриУкраины в меньшей мере влияли на рост доходов, чем рост зарплат гастарбайтеров, которые увеличились за этот период на 43,3%. Т.е. рост доходов в целом в значительной мере определяется нарастающими масштабами трудовой миграции, вызванной низкими зарплатами в Украине и постепенной либерализацией рынка труда в Европе.

8. По сравнению с прошлым годом темпы роста реальных зарплат замедлились, однако все равно остались на высоком двузначном уровне, позволив отыграв падение в трудовых доходах по итогам 2014-2015 гг.

- В ноябре 2018 г. реальные зарплаты выросли на 11,4% (г/г), а по итогам года их рост составит порядка 12,5% (в 2017 г. – 19,1%). Это означает, что на конец 2018 г. реальные зарплаты на 9% превысят уровень 2013 г. В то же время, в долларовом эквиваленте восстановление зарплат происходит менее значительными темпами, не дотягивая 1/5 от уровня 2013 г. В ноябре 2018 г. средняя зарплата составила 9161 грн. или 328 дол. (по среднемесячному курсу 27,93 грн./дол) против 408,5 дол. в ноябре 2013 г.

В то же время, рост средней заработной платы скрывает значительные диспропорции в оплате труда...По данным Госслужбы статистики, почти четверть работающего населения получает зарплату ниже фактического прожиточного минимума для трудоспособного населения. По состоянию на сентябрь 2018 г., 22,8% работающих украинцев получали зарплату до 4 тыс. грн., т.е. меньше фактического прожиточного минимума для трудоспособных (4 186 грн. в сентябре с учетом суммы обязательных платежей).

- Несмотря на более чем двукратное повышение минимальной зарплаты в 2017-2018 гг. (с 1 600 гр. до 3 200 грн. в 2017 г. и до 3 723 грн. в 2018 г.) она все еще меньше фактического прожиточного минимума для трудоспособных (-13,38% от уровня ПМ в октябре -4 221 грн.), а в долларовом эквиваленте на конец 2018 г. все еще ниже уровня 2013 г на 10% (152 дол. в 2013 г. против 137 дол. в 2018г).

-…. И происходит на фоне рекордного роста задолженности по зарплате и сохраняющейся высокой безработицы.

- В 2018 г были накоплены рекордные за 15 последних лет долги по зарплате. Так, на 1 декабря 2018 г. долг по выплате зарплат составил 2,82 млрд. грн., увеличившись с начала года на 19%.

- В январе-сентябре 2018 года уровень безработицы составил 8,6% среди населения 15-70 лет, а среди населения трудоспособного возраста – 9,0%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уровень безработицы для населения в возрасте 15-70 лет снизился на 0,8 п.п. (9,4% в январе – сентябре 2017 г.), однако все равно остается выше уровне 2013 г.

- Несмотря на рост зарплат, последние остаются ощутимо ниже по сравнению с соседними европейскими странами (напр., в 3,5 раза ниже, чем в Польше).Разрыв в зарплатах и упрощение правил временного трудоустройства в этих странах для украинских «заробитчан» продолжают подогревать трудовую миграцию миграция из Украины. По экспертным оценкам, сегодня за рубежом работают 4-5 млн. украинцев, в то время как все занятое населения в возрасте от 15 до 70 лет составляет 16,7 млн. человек (в 3-м квартале 2018 г). Уже сегодня увеличивающееся гастарбайтарство становиться одним из рисков и вызовов для национальной экономики, проявляющееся в дефиците кадров на рынке труда – и высококвалифицированных специалистов, и низкоквалифицированных рабочих.

9. По сравнению с прошлым годом, темпы роста минимальной и средней пенсии замедлились, а их размер по-прежнему не дотягивает до фактического прожиточного минимума. В результате проведенной пенсионной реформы дефицит Пенсионного фонда по сравнению с прошлым годом несколько сократился в удельном весе от ВВП, но номинально увеличился.

- На конец 2018 года минимальная пенсия составит 1 497 грн. или 53% от фактического прожиточного минимума (2 822 грн. в ценах ноября), рассчитанного Минсоцполитики на основе установленной потребительской корзины и индекса цен. По сравнению с 2013 г в долларовом эквиваленте минимальная пенсия снизилась в 2,2 раза (с 119 дол. до 55 дол.).

- По данным Минсоцполтики, средняя пенсия на 1.10.2018 составила 2 577 грн., что в номинальном выражении на 5,3% выше, чем на 1.10.2017г. Средняя пенсия также не дотягивает до фактического прожиточного минимума и не перекрывает инфляционных потерь с 2013 года. В долларовом эквиваленте соотношение средних пенсий 2013/2018 гг. составляет 2/1 (190 дол./95 дол.)

- относительно ВВП немного снизился. В 2018г. он может составить порядка 4,3% ВВП (2017г – 4,5%, в 2016г – 6,0%). В номинальном выражении дотация из Госбюджета ПФ в 2018 г составит 150,09 млрд. грн. (+16,6 млн. грн. или +12%) от уровня 2017г.

- На протяжении 2018 г из-за дефицита средств ПФ периодически возникали проблемы с выплатами пенсий. Так, военным пенсионерам дали только половину от обещанных повышений (50%), летом из-за кассовых разрывов наблюдались задержки в несколько дней в перечислении пенсий по всей стране, в декабре не авансировали пенсионные выплаты за январь следующего года, как практиковалось 2 предыдущих года, для выплат пенсий за декабрь дефицит средств был перекрыт за счет снятия средств с программ поддержки реального сектора экономики. Кроме того, Кабмином в ноябре т.г было принято достаточно спорное решение позволяющее Пенсионному Фонду не возвращать долги Госказначейству, накопленные в 2018 г.

Показатели абсолютной бедности в 2018 г. продолжил снижаться, однако все равно остаются хуже уровня 2013 г.

- По данным Минсоцполитики, по итогам 2017 г. 34,9% и 47,3% граждан имели доходы и расходы соответственно ниже фактического прожиточного минимума и находились за чертой абсолютной бедности. По последним доступным данным,в первом квартале 2018 г. эти показатели уменьшились соответственно до 30,5% и 39,8%, однако все равно остаются почти в 2 раза хуже, чем в 2013 году. Для сравнения в 2013 г. доля населения с расходами ниже фактического прожиточного минимума составляла 22,1%, а пик показателей абсолютной бедности пришелся на 2015-2016 гг., когда доля украинцев с доходами ниже прожиточного ПМ достигла 51,9% и 51,1% соответственно, а с расходами – 58,3% и 58,6%.

За последние несколько лет половина украинцев оказалась в плену энергетической бедности.В то время как коммунальные тарифы за 2014-2018 гг. выросли в 5-10 раз, средняя зарплата – в 2,65 раза, средняя пенсия – всего на 69%.В результате почти каждая вторая семья вынуждена была обратиться за субсидией. В апреле 2018 года (на конец отопительного сезона) в стране почти 6,8 млн. семей являлись получателями субсидий (это 45% от всех домохозяйств страны). В ноябре 2018 г. тарифы на газ для населения выросли еще на 23,5%, тарифы на тепло вырастут на 18-20% с начала следующего года.Это грозит дать толчок к увеличению количества субсидиантов,но и до получения первых платежек с повышенными тарифами – в ноябре ЖК-субсидию получало 3 349 тыс. семей.

- В бюджет-2019 заложено на программу субсидий ЖКХ 55 млрд. грн, в т.ч. 20 млрд. грн – на пилотный проект по монетизации. В уходящем году при «старых тарифах» на субсидии было заложено расходы в размере 71 млрд. грн., и вписаться в них удается только за счет новых жестких правил начисления/продления субсидий, а также длительных задержек с принятием решений о назначении новых субсидий. По заключению большинства экспертов, средств может не хватить на выплаты в связи с повышением цен на газ для населения.

- Предлагаемая монетизация субсидий – процесс довольно сложный, поскольку нужно не просто ежемесячно перерасчитывать сумму средств, выделяемых каждому домохозяйству (а это становится понятно к 10 числа каждого месяца), но и обеспечивать оперативное зачисление на карточки граждан, получающих субсидии, денежных средств так, чтобы они успели оплатить потребленные услуги ЖКХ до установленного дедлайна (до 20 числа). Даже куда более простая схема монетизации транспортных льгот[12]- пока так и не заработала. Малейший сбой в системе, несвоевременное перечисление средств получателю субсидии грозит ростом неплатежей за потребленные услуги, и ставит субсидианта перед проблемой выбора – заплатить полную сумму (рассчитывая, что государство рассчитается «потом»), или лишиться в следующем месяце субсидии, заплатив только свой «обязательный платеж». Риск того, что государство не доплатит свою монетизированную часть в виде субсидии на счета граждан – достаточно высок: по состоянию на начало декабря 2018 года оно задолжало поставщикам услуг ЖКХ почти 6,7 млрд. грн. неперечисленных субсидий.

10. Здравоохранение

Ситуация в здравоохранении остается напряженной. В этом году отрасль пожинала плоды не до конца подготовленных и выверенных решений 2017 года. Предложенная реформа финансовых отношений не уложилась в планируемый срок и не дала ожидаемых результатов – несмотря на оптимистичные заявления МОЗ. Все проблемы отрасли остаются и в следующем году, но риски ухудшения доступности и качества медпомощи могут усугубиться.

В рейтинге PorsperityPillar Украина в 2018 году заняла одно из самых низких мест в сфере здравоохранения (128 из 149), а по данным опроса Института социологии НАН Украины и Фонда "Демократические инициативы" (проведен в августе 2018г.) количество людей, которые назвали изменения в медицинском обслуживании негативными, выросла с 41% до 45,5%.

Проблемы в системе закупок медицинских препаратов из Госбюджета остались не решенными.

- Госзакупки и поставки лекарств, как и в прежние годы, идут с лагом год-полтора. От профинансированного количества лекарств за средства 2017 г., поставлено в регионы 77%, в т.ч.: закупленных через ЮНИСЕФ - 88%, ПРООН - 78%, CROWN AGENTS - 40%.

- В 2018 году госзакупки должны были перейти к национальному закупщику с одновременным введением прозрачного механизма использования средств, но этого не произошло. Несмотря на то, что к госзакупкам через международные организации была масса претензий как по срокам поставок, так и по качеству медикаментов, в новом меморандуме с МВФ на 2019 год закреплено требование оставить в качестве закупщиков международные организации, а Верховная Рада вместе с бюджетом на 2019 г продлила этот механизм еще на год (изначально срок был до 31 марта 2019г).

Эпидемическая ситуация в стране продолжает оставаться напряженной с негативным прогнозом по инфекционной заболеваемости на следующий год.

- Система госсанэпиднадзора разрушена, а обещанная на замену система общественного здоровья так и не выстроена. Согласно отчету о выполнении Соглашения об ассоциации за 2014-2018 гг., выполнение условий создания системы общественного здоровья оценено как «0».

- После реорганизации в 2014 году Госсанэпидслужбы и полной ее ликвидации в 2017г. адекватной альтернативы нет. Центр общественного здоровья, который должен был стать координатором профилактического направления медицины, не обеспечен инструментом реализации возложенных на него функций.[13]Созданная в Минагрополитики Госпродпотребслужба (с частью функций бывшей СЭС) фактически ограничивает свою деятельность только контролем за соблюдением санитарного законодательства. Работа этих служб (как и других «осколков» бывшей СЭС) не скоординирована. Как и в прошлом году, в 2018 не было предпринято никаких мер для координации работы служб, призванных заниматься профилактической медициной.

- Для Украины последствия уже приобрели катастрофический характер – эпидемическая ситуация крайне напряжённая. Второй год в Украине идет эпидемия кори (рост 10 мес. 2018/10 мес. 2017 в 14,7 раза), вирусный менингит (рост на 61,7%), краснуха + 55,5%, эпидпаротит +4,7%, болезнь Лайма + 39,5%, группа вирусных гепатитов + 1,7%, в т.ч. хронический гепатит В +4,8%. Зарегистрировано 4 случая столбняка, 9 случаев дифтерии. Свою лепту в рост заболеваемости внесли срывы поставок вакцин и программ вакцинации. Общий уровень вакцинации в Украине – чуть более 50% от необходимого по плану. Срывы поставок вакцины БЦЖ в комбинации с отсутствием препаратов для лечения туберкулёза вывели Украину в европейские лидеры по распространению устойчивого к медикаментам туберкулеза и росту заболеваемости среди детского населения.

Медицинская реформане оправдала ожиданий ни по одной из поставленных задач – улучшение качества и доступности медпомощи, снижение теневых платежей, повышение и справедливая оплата труда медикам и рационализация использования бюджетных средств

- университета "Киево-Могилянская академия", ситуация в 2018 году в здравоохранении за последние годы резко ухудшилась, а размеры теневых платежей – возросли. Так, средний размер расходов на госпитализацию вырос в два раза по сравнению с 2017-м годом: 2018-й – 4 813 грн, 2017-й – 2 469 грн. Финансовая доступность ухудшилась - средняя сумма средств, которую гражданам пришлось одалживать для лечения, резко возросла и составила: 2018 год – 14 183 грн (2017 год – 6 760 грн, 2016 год – 4 865 грн.). Среди пациентов, которые оплачивал госпитализацию, половина деньги одалживала.

Как и в прошлом году, медреформа проводилась без адекватного финансового обеспечения, эффективного механизма планирования, с применением противоречивых и путанных имплементационных механизмов.

- В 2018 году – здравоохранение профинансировано в объёме 3,3% ВВП (в 2013 г. - 4,2% от ВВП). В бюджете на 2019г. - предполагается 3,1% ВВП, оставаясь гораздо ниже уровня рекомендуемого ВОЗ (не менее 5% ВВП).

- В 2018 год должен был завершить реформу финансирования на первичном уровне медпомощи. Этого не произошло. В новые договорные отношения вошли только около 60% медучреждений и 50% населения.

- Из-за запаздывания организации процесса преобразований возникала постоянная необходимость корректировки бюджета, что добавляло нестабильности всей системы здравоохранения[14]. Новый механизм финансирования первичного уровня на основе договоров пока не дал ощутимых результатов, но увеличил неразбериху на участках и вызвал жалобы населения на снижение качества и доступности медпомощи.

- Уровень удовлетворенности своим участковым врачам с 2017 года изменился очень незначительно (согласно опроса фонда "Возрождение"- с 73% в 2017 г до 76% в 2018), но есть регионы, где значительная часть населения участковыми недовольна (Сумская область - 72%, Кировоградская -  46%).

Под новый финансовый механизм правительство не обеспечило прозрачный механизм формирования тарифов для планирования бюджетных программ и расчета стоимости договоров.

- По закону первичная медпомощь должна финансироваться исходя из тарифа, за базу расчета которого принимается 250% от средней зарплаты по стране. В то же время, пока нет прозрачного расчета тарифа – этим правилом можно пренебречь, а значит планировать средства в меньшем объёме и продолжать финансировать медицину по остаточному принципу, а не согласно потребности.

- Установленный тариф на 2018 год для «первички», как показали простые расчеты (макс. 370 грн.), не покрывал реальной потребности первичной медпомощи, включая полный гарантированный пакет медуслуг, повышение зарплат, модернизацию сети и пр. Например, если бы поднять зарплаты до обещанных 18-20 тыс. грн. и обеспечить даже «обрезанный» гарантированный пакет медуслуг, то для обновления материально-технической базы средств не остается (остаток в тарифе не более 5%, хотя по самым скромным оценкам более 50% сети «первички» требуют кардинального обновления, включая ремонты, реконструкцию и комплектацию оборудованием).

В 2018 году медики не получили обещанного повышения зарплат, а врачи на реформированной «первичке», за редким исключением – выплат на уровне 20 тыс. грн.и справедливое их распределение

- В целом по здравоохранению средняя зарплата в октябре 2018 года составила 5 861 грн., а расчетный уровень зарплат «первички», участвующей в договорах 2018 года – около 9 тыс. грн. При этом нарастает задолженность по выплате зарплат по отрасли. На 1 ноября 2018 здравоохранение стало одним лидером по увеличению зарплатных долгов (+249,9% с начала года).

- В 2018 году не обеспечен обещанный принцип «зарплата медика - по нагрузке». Решение вопроса кому, сколько платить, полностью переброшено на руководителей медучреждений. По факту каждый руководитель поступает по своему: кто-то платит премии, кто-то всем платит одинаково, а кто-то не платит надбавки за нагрузки вообще. С недовольными - «разговор короткий», т.к. вопрос увольнений тоже полностью лежит на руководителе – нормативные штаты ликвидированы.

Проблемы 2018 года на «первичке» останутся и в следующем году, причем будут углубляться.

- На 2019 год снова устанавливается заниженный и непрозрачный тариф «первички» в 370 грн/пациент[15], но даже этих денег медики могут не получить. На 2019 год правительство ввело понижающие коэффициенты (от 0,8 до 0) за привлечение пациентов выше лимита (лимит от 900 до 2000 человек в зависимости от специальности врача). В условиях существующего 25%-го кадрового дефицита лимит неизбежно будет превышаться, что приведет к уменьшению средств по сравнению даже с этим годом. В результате пострадают пациенты.

- По результатам подготовки договоров на 2019 год 30% медучреждений от зарегистрированных в Национальной электронной системе здравоохранения, не подавали документы для оформления договоров. Это значит, что они не могут финансироваться через НСЗУ. Учитывая, что с 1 января 2019 г для медучреждений «первички», не подписавших договора, не предусмотрено финансирование через медсубвенцию, то эти медучреждения – первые кандидаты на закрытие из-за отсутствия средств.

- В 2019 г. предполагается реформа финансовых отношений на вторичном уровне в отдельных регионах, территориях, медучреждениях, а также продолжение преобразований экстренной медпомощи. Без завершения преобразований на «первичке» этот процесс значительно усложнится.

Ошибки, допущенные за предыдущие годы в сфере здравоохранения по всем ее ключевым составляющим (фармсектор и обеспечение медикаментами, профилактическая медицина и организация медпомощи) начали проявляться, и последствия будут нарастать, если не принимать срочных корректирующих мер.Изначально позитивные начинания (реформа финансовых отношений) будут иметь обратный эффект. В первую очередь, тормозить преобразования будет отсутствие адекватного финансирования всей системы, а во-вторых отсутствие необходимой подготовки и форсирование событий. Без завершения одного этапа (например, реформы первичного уровня) очень рискованно переходить к реформе по другим видам медпомощи. Пока под новые шаги реформы нет соответствующего пакета нормативных документов, где будут определяться правила заключения договоров, формирование их цены, расчет тарифов, правила взаимодействия с первичным и третичным уровнем, соответственно нет понимания сути новых этапов реформы среди медиков.

10. Система образования

Сфера образования в 2018 году шла по пути задекларированных реформ, но не показала особых результатов, а напротив – вызвала нарекания родителей и педагогов и дополнительные финансовые нагрузки на местные бюджеты.

В 2018 году в сфере образования отмечались финансовые и организационные проблемы - нехватка денег на зарплату учителям, невыполнение обещаний о повышении оплаты труда, пробуксовывание проекта «Новая украинская школа».

Проблемы с финансированием и выплаты зарплат.

- Проблемы финансирования в 2018 году, в первую очередь, проявились в обеспечении заработной платы работникам образования. Образовательная субвенция, из которой выплачивается зарплата педагогическому персоналу, в 2018 году была предусмотрена в размере 61,7 млрд. грн. В то тоже время на протяжении года Ассоциация городов Украины озвучивала разные цифры дефицита субвенции (от 1 до 4,4 млрд. грн.), указывая на основную причину ее нехватки - несовершенную формулу распределения. Ближе к концу первой половины года учителя начали жаловаться, что им выплачивают зарплаты без премий, надбавок и доплат. В то же время, по официальным данным Госстата задолженность по выплатам зарплат по сфере образования на 1 ноября 2018г составляла всего 8,8 млн. грн., при росте задолженности с начала года на 97,6%.

Проблемы нехватки денег, как и в прошлом году, перекладывались на местные бюджеты, при том, что их финансовые возможности остаются ограниченными.Более чем 2/3 органов местного самоуправления были вынуждены доплачивать зарплату педагогам из собственных доходов, несмотря на то, что на них уже 2 года лежит обязанность оплачивать зарплату непедагогическому персоналу, работающему в школах.

Учителям обещали обеспечить минимальную зарплату на уровне не менее четырех прожиточных минимумов.По Закону с 1.01.2018 зарплата учителя самой низкой квалификационной категории должна была составить 7 048 грн., а у тех, которые имеют высшую категорию (таких около 60%) - более 9 тыс. грн. В то же время, в октябре 2018 года средняя зарплата по сфере образования составила 7 028 грн.

Уже очевидно, что это обещание не будет выполнено.По оценкам Минфина, обнародованным при принятии нового закона об образовании, повышение зарплат учителям до 4-х ПМ на ближайшие 5 лет оценивалось в 160 млрд. грн.[16].Таких дополнительных средств в бюджете нет и не предвидится. В следующем году обещанного повышения зарплат учителям точно не произойдет, о чем уже сообщили в МОН.

Реформа «Новая украинская школа» пока не дала ожидаемых результатов, но зато вызвала нарекания среди педагогов и родителей.

В рамках реформы был введен новый порядок зачисления детей в школу - только по месту жительства.Это было сделано с целью выравнивания нагрузок на учителей и устранения переполнения классов (не более 30 учеников), а также как средство борьбы с коррупцией. На практике появилось проблема в больших городах и пригородах, где в последнее время идет интенсивная жилая застройка, и нагрузка на школы значительно превысила их возможности. В некоторых регионах (Киев) набрали по 9 первых классов при отсутствии помещений и технических возможностей для обучения. Коррупционная составляющая приняла другие формы в виде «оформления» первоклассника в школу «под ключ».

Остались проблемы с материально-техническим обеспечением школ.К 1 сентября ряд школ оказался неподготовленным, а учебники не напечатанными. Проблема затянулась до конца 2018 года, в частности с учебниками для 10-х классов и нацменьшинств.

Несмотря на начатые реформы, качество среднего образования пока не улучшилось. Наоборот 2018 г. зафиксировал падение уровня знаний среди школьников - выпускников.

- Результаты ВНО 2018 показали, что по украинскому языку и литературе не преодолел барьер каждый седьмой абитуриент (2018 г – 14.5%, 2017 г. – 7,55%). По математике - порог не преодолели 19% участников тестирования (2017 г — 16,46%).

Выводы и риски на 2019 г.

1. Экономический рост и макростабильность:

- В 2018 г. экономика показала максимальные темпы роста за последние 7 лет (2012-2018 гг.), ускорившись до 3,3-3,4%, на фоне сохранения относительной макро-финансовой стабильности, благоприятных условий внешней торговли, поддержания активного потребительского и инвестиционного спроса. В то же время, такой рост вряд ли может считаться удовлетворительным. Темпы роста ВВП остаются ниже потенциальных, отстают от средних в регионе и не позволяют сокращать разрыв в уровне подушевых доходов между Украиной и странами ЦВЕ - членами ЕС.

- Восстановление, достигнутое по итогам 2016-2018 гг., не заложило надёжный фундамент для устойчивого роста в среднесрочной перспективе. Длящийся 11 кварталов экономический рост оказался во многом завязанным на восходящую фазу цикла на глобальных сырьевых рынках, пик которого уже пройден и, по прогнозам, снижение цен на основные экспортные сырьевые позиции Украины продолжится в 2019-2020 гг. В то же время, факторы внутреннего спроса – доходы домохозяйств и инвестиции – остаются неустойчивыми. Резкий рост доходов населения не связан с повышением производительности, а произошел за счет административного повышения минимальной зарплаты. Объем ВНОК к ВВП остается на уровне 15-16%, что не отвечает задачам поддержания устойчивого роста, не говоря уже о его ускорении.

- Несмотря на сохранение относительной финансовой стабильности, продолжают сохраняться/накапливаться макроэкономические риски, которые перенеслись с прошлого года. Будучи нерешенными, все эти риски будут угнетать восстановление экономики и закладывать все весомые угрозы для макро-финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе. Прежде всего, это высокая двузначная инфляция, которая превышает сопоставимые показатели по основным странам-торговым партнерам (кроме Турции), обуславливая повышение реального эффективного курса гривны и соответственно снижение ценовой конкурентоспособности украинского экспорта, а также необходимость проведения жесткой монетарной политики, что среди прочих остающихся проблем в банковской системе, особенно в части расчистки плохих активов, тормозит восстановление кредитования и сдерживает экономический рост; это растущий дефицит внешней торговли и счета текущих операций, размер которого подбирается к границе устойчивости для развивающихся стран; это высокие уровни долговой нагрузки на экономику и бюджет, превышающие показатели долговой безопасности.

- Несмотря на рост ЗВР до максимума с января 2014 г., внешняя ликвидность остается слабой, а страна, как и ранее, пребывает в зависимости от внешнего официального финансирования и продолжения программы МВФ. Риски для внешней финансовой устойчивости могут обостриться на фоне пиковых выплат по госдолгу в 2019-2021 гг.: за этот период Украине придется выплатить (амортизация и погашение) порядка 17 млрд. дол. внешним кредиторам. В соответствии с принятым бюджетом на 2019 г., суммарные платежи по госдолгу (погашению + обслуживание) составят 417,5 млрд. грн. (это 40,1% от доходов бюджета). И хотя сравнение суммарных долговых платежей (включая погашение) с доходами/расходами бюджета не совсем корректно, т.к. погашение обычно замещается новыми долгами, указанная сумма указывает на значительные риски, которые могут обостриться для Украины в случае невозможности рефинансировать госдолг. Украина уже столкнулась с такими рисками в 2018 г., прибегая к коротким дорогим бридж-кредитам и будучи вынужденной выходить на рынки еврооблигаций по рекордным ставкам 9-9,75%. Кроме того, 2019 г. – первый отчетный год для расчета выплат по VRI (реструктуризированным в 2015 г. еврооблигациям), привязанным к темпам роста и размеру ВВП. Выплаты за 2019 будут осуществлены в 2021 г. при соблюдении 2-х условий. Первое условие – размер ВВП более 125,4 млрд. дол. – Украина уже выполнила в 2018 г. Достижение второго условия – рост реального ВВП на 3% и более в 2019 г. – остается под вопросом (прогнозы большинства МФО на 2019 г. балансируют на грани 2,7-2,9%).

- В 2019 г. дополнительные риски для экономики связаны с началом нового электорального цикла. Сам по себе факт проведения двойных выборов будет оказывать скорее отрицательное воздействие на экономическую активность, повышая риски неопределённости и вынуждая экономических агентов занимать выжидательную позицию, сдерживая инвестиции. Кроме того, выборы, как правило, сопровождаются ростом популизма и смягчением бюджетной политики в краткосрочной перспективе, обуславливая дополнительные риски для макро-финансовой стабильности. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в 2019 г. Украина входит в период пиковых выплат по госдолгу, что на фоне ухудшившихся условий доступа к глобальным рынкам капитала и жесткой позиции кредиторов, может послужить страховкой от скатывания в избыточный популизм во время и в первые месяцы после выборов.

2. Реальный сектор экономики

Реальный сектор экономики в 2018 году по большинству секторов не вышел на уровень 2013 г., темпы восстановления оставались низкими.В уходящем году драйверами роста стали низко-технологические сектора: сельское хозяйство и строительство (которые уже оправились и вышли на докризисный уровень). Для полного преодоления последствий кризиса 2014-2015 гг. промышленности при темпах, продемонстрированных в 2018 году, понадобится 12 лет, а по отдельным ее компонентам – и больше. Еще сложнее ситуация в сфере транспорта, который показал падение по трем из четырех ключевых оценочных параметров.

В 2019 году факторами риска, сдерживающими рост реального сектора экономики, будут, как и ранее, оставаться недостаточные объемы инвестиций, в т.ч. прямых иностранных инвестиций (спровоцированные негативным бизнес-климатом и предстоящей в наступающем году «политической турбулентностью», когда 11 из следующих 12 месяцев будут охвачены избирательными кампаниями), недоступность кредитования, недостаток собственных ресурсов, углубляющийся уровень технологического отставания производств в условиях низких темпов их модернизации и обновления, недостаточная эффективность (а в некоторых случаях и отсутствие) системы государственной поддержки секторов экономики, отсутствие прогресса в решении вопроса реинтеграции неподконтрольной части Донбасса в экономику Украины, а также возможная дальнейшая эскалация ситуации в Азово-Черноморском бассейне.

3. Социальная сфера

- В 2018 году продолжилось восстановление доходов населения, но в то же время они пока еще не достигли уровня 2013 года. Если на конец 2018 г. реальная средняя зарплата (скорректированная на индекс инфляции) отыграла падение последних 5 лет (при этом отставала в долларовом эквиваленте), то размер минимальной и средней пенсии по-прежнему значительно отставали как от выплат 2013 года, так и от уровня фактического прожиточного минимума. Продолжилось снижение показателей абсолютной бедности, однако динамику такого сокращения и масштабы сохраняющейся бедности вряд ли можно назвать удовлетворительными.

- Несмотря на многочисленные предвыборные обещания значительного повышения минимальных зарплат и пенсий, жесткие бюджетные ограничения в рамках программы МВФ вряд ли позволят это сделать. Поэтому в 2019 г. рост реальных доходов населения продолжится, хотя их темпы должны снизиться, в лучшем случае остаться на уровне уходящего года. На фоне запланированного повышения пенсий военным, масштабного осовременивания пенсий остальным пенсионерам перед выборами (на 20%), усиливаются риски кассовых разрывов для Пенсионного фонда и соответственно стабильности проведения пенсионных выплат. Еще один потенциальный риск – финансирование системы ЖК-субсидий. На фоне уже произошедшего повышения тарифов на газ для населения и тепло на 18-23,5%, которые по новому Меморандуму с МВФ продолжат повышаться и в 2019 г., план по бюджетным субсидиям на 2019 г. срезан почти на четверть и по экспертным оценкам недофинансирован минимум на 20 млрд. грн. В то же время, к концу 2019 г. должен завершиться эксперимент по монетизации субсидий, результативность которого как раз и зависит от бесперебойного (в полном объеме и без задержек) перечисления субсидий на счета населения для последующей оплаты услуг ЖКХ. В худшем случае могут пострадать домохозяйства, которые могут остаться без доступа к базовым услугам ЖКХ.

- В сфере здравоохранения и образования ситуация остается сложной. Проводимые реформы не обеспечены финансовым ресурсом и адекватным организационным сопровождением в виде четких и прозрачных механизмов реализации реформ. Нарушение обещаний работникам этих сфер в части повышения зарплат, декретируют цели реформ и снижают их профессиональную поддержку. Как следствие, в следующем году есть большие риски дальнейшего ухудшения доступности и качества медицинских и образовательных услуг.

И. Акимова, В. Комаров, М. Максимчук, В. Мельник - декабрь 2018 г.



[1]Прогноз МВФ и НБУ соответственно

[2]Европейские страны с развивающимися и формирующимися рынками: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия и Турция. IMF (Worldeconomicoutlook), октябрь 2018 г.

[3]Из 194 стран мира, по которым есть статистика МВФ. IMF (WEO), октябрь 2018 г.

[4]IMF (WEO), октябрь 2018 г.По нашим оценкам, итоговые данные будут несколько выше: ВВП – 130 млрд. дол., ВВП/душу – 3070 дол.

[5]ДанныеWB (World development indicators)

[6]IMF (WEO), октябрь 2018 г.

[7]В 2018 г. всего 1 банк признан неплатёжеспособным по сравнению с 9 банками в 2017 г. и 98 банками в целом за 2014-2017 гг., банки впервые за 5 лет получат небольшую прибыль (20 млрд. грн. за 11 мес.) после 303 млрд. грн. убытков в 2014-2017 гг., норматив адекватности регулятивного капитала держится на приемлемом уровне – выше 15%, хотя проблемы по отдельным банкам сохраняются, и, как показали последние стресс-тесты НБУ, могут усилиться в случае кризиса. 3-й год подряд продолжается нетто приток депозитов населения.

[8]Доля госбанков составляет 54,1% по активам банковской системы, что не является нормальным для рыночной страны, где государственный сектор занимает порядка 26% по активам и 15,8% по ВВП (данные НБУ и МЭРТ). Отсутствие эффективного управления приводит к медленной деградации госбанков и необходимости их постоянной рекапитализации.

[9]За 11 мес. 2018 г. кредиты в гривне выросли на 9,8% (+55,6 млрд. грн.), в долларах на – 10% (+1,6 млрд.дол.). В 2014-2017 гг. кредиты в гривне упали на 5,3% (-32,2 млрд. грн.), в долларах - обвалились на 58,7% (-22,7 млрд.дол.)

[10]Напр., закон о возобновлении кредитования, принятый летом 2018 г.

[11]За 2018 НБУ в четырежды повышал процентную ставку с 14,5% до 18% при инфляции 10%

[12]При которой нет необходимостиежемесячногопересчетадля каждого домохозяйства, а каждому получателю всего лишь один раз в месяц до 1 числа необходимо перевести на карточку стоимость N-ного количества поездок, установленного для каждого региона страны.

[13]ВОЗ определил для такой структуры 10 операционных функций общественного здоровья: это защита здоровья, включая обеспечение безопасности окружающей среды, труда, пищевых продуктов и др. Эти функции сосредоточены вокруг трех основных направлений оказания услуг: защиты здоровья, профилактики болезней и укреплении здоровья.

[14]В 2018 г. переброс денег из программы «первички» в медсубвенцию из которой платят зарплату медикам, проводилось трижды

[15]В целом объём бюджетной программы для «первички» предусмотрен в размере 15,3 млрд. грн., и если исходить из тарифа – он рассчитан на 41,3 млн. чел. населения, а не на 42,3, млн. чел., что само по себе вызывает сомнения в корректности расчетов.

[16]https://minfin.gov.ua/news/view/novyi-deputatskyi-zakonoproekt-pro-osvitu-maie-buty-finansovo-obgruntovanym-ta-v-ramkakh-vydatkovykh-mozhlyvostei-derzhbiudzhetu--minfin?category=bjudzhet