ИТОГИ ЭПИДЕМИИ COVID-19 В УКРАИНЕ

12 марта исполняется год с момента объявления первого карантина в Украине в связи с эпидемией COVID-19.

09/03/2021
Моніторингові продукти
ИТОГИ ЭПИДЕМИИ COVID-19 В УКРАИНЕ

Мир в 2020 г., и Украина в том числе, столкнулись с новым для человечества вирусом.На начальном этапе развития пандемии COVID-19 единственным действенным методом борьбы с  распространением этой инфекции были карантинные меры.В дальнейшем были введены необходимые протоколы лечения, а с разработкой вакцин стала возможной иммунопрофилактика. Т.о. к началу 2021 года, мир получил возможность применить все основные методы бобры с пандемией (лечение больных, ограничения для исключения передачи инфекции и профилактика для предупреждения новых заражений). 

В Украине общую картину по  борьбе с эпидемией можно охарактеризовать как «хроническое» запаздывание по всем трем направлениям, что привело к низкой эффективности принимаемых мер.

Для инфо.Первый подтверждённый случай заражения коронавирусом в Украине был зафиксирован3 марта, это был инфицированный украинский гражданин, приехавший из Италии. Неделю спустя,с 12 марта,КМУ утвердил меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в Украине, которые потом корректировались и продлевались, и в целом  закончились 22 мая.[1]В дальнейшем в Украине вводились различные варианты карантинных ограничений.Адаптивный карантинс разделением территории на 4 зоны в зависимости от эпидемической опасности («красный» уровень – самая высокая опасность, и далее «оранжевый», «желтый» до «зеленого», где эпидопасность минимальная). Соответственно зонам устанавливались более или менее жесткие ограничения[2]. Вводился также«карантин выходного дня»,при котором в субботу и воскресенье вводились жесткие ограничения (запрещалась работа общепита, ТРЦ, предприятий бытового обслуживания, непродовольственных магазинов, проведение культурно-массовых мероприятий и пр.).Жесткий локдаун2021 г.,вводился с 8 января до 24 января. В отличие от аналогичного весеннего 2020 г. не останавливалась работа транспорта и не закрывались границы.

 По состоянию на начало марта в Украине отмечается 3-я волна эпидемии. После некоторого спада  – уровень заболеваемости опять начал расти. За неделю с 1-го по 7 марта среднее число случаев, выявленное за неделю, составило 7 626 (понедельник-воскресенье), максимальное значение было зафиксировано 5 марта – 10 155 при том, что за последнюю неделю января – первую неделю февраля среднее число выявляемых случаев за неделю составляло 3 744 и 3 454 соответственно.

 На сегодня в стране действует карантинное зонирование регионов в зависимости от эпидситуации,[3]и, по последним данным, карта Украины быстро «краснеет». По состоянию на 09.03.2021 в «красной» зоне находятся 4 области (Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая). В 9-ти областях и г. Киеве - «оранжевой» уровень. Спустя год после введения жесткого локдауна по всей стране Украина вновь оказалась  на пороге его повторения уже в этом году.

КАРАНТИН

В правительстве постоянно говорят о балансе между карантинными мерами и рисками экономических потерь, но такового баланса по - факту нет и не было.

 Эффект от карантинных мер был значительно снижен, поскольку правительство не смогло обеспечить нормальный контроль за их соблюдением, плюс в ряде регионов они вообще саботировалась – и не только населением, но и властями на местах.

 Несмотря на то, что ВР даже приняла Закон о повышении штрафов за нарушения  требований карантина[4], по факту админмеры применялись очень слабо.

 Соблюдение законодательства было больше «для галочки».Например, в период с 12 марта по 23 сентября, Нацполиция отчиталась, что за нарушения карантина было выписано 30,8 тыс. админпротоколов (почти на 13 млн. грн.). Далее Государственная судебная администрация сообщила, что по состоянию на 28.09.2020 из 33 тыс. протоколов взыскание предполагалось в 1 580 случаях – 4,7%. До судов штрафы накладывались в менее 5% случаев выявленных нарушений.

 Эксперты называют несколько причин. Во-первых, в Украине, где половина населения находится за чертой бедности, сами штрафы необоснованно высокие, во-вторых законодательная основа для введения таких мер сомнительна с правовой точки зрения. Например, ограничительные карантинные меры утверждал КМУ, а основания для привлечения к админответственности определяются законом. Плюс запрет на мирные собрания, гарантированные Конституцией, вводится только судом и также  может устанавливаться исключительно законом. Все эти факторы привели ктому, что суды отменяли штрафы, а полиция не рисковала  массово штрафовать граждан.

 Местные власти, намеренно либо просто «закрывая глаза» на нарушения, также не смогли  обеспечитьсоблюдение карантинных мер. Последним примером может служить сегодняшняя ситуация с ростом заболеваемости, начиная с западных областей, которую специалисты связывают с массовыми мероприятиями во время рождественских праздников и горнолыжным сезоном. По данным МОЗ, в Ивано-Франковскй области на 03.03.2021 – 09.03.2021 зафиксировано 215% от эпидпорога – это самый высокий показатель по Украине за этот период[5].

 Как и во всем мире, введение карантинных мер привело к экономическим потерям. В Украине падение  ВВП страны в 2020 году составило  4,1%. По данным Госстата безработица среди населения от 15 лет повысилась  с 8,0% в 2019 г.  до 9,3% в 2020 г. (данные  за 9 мес., МОТ).

 Вместе с тем, господдержка бизнеса пришла с опозданием и оказалась достаточно скудной.  

o Только 4 декабря 2020 года были приняты необходимые законодательные нормы, направленные на поддержку бизнеса. Так, на период карантина предусмотрено[6]8 тыс. грн. одноразовой материальной помощи наемным работникам и ФЛП, потерявшим часть зарплаты/дохода вследствие карантина, а также помощь компаниям для избегания сокращения персонала, одноразовая компенсация предприятиям в размере среднемесячной суммы ЕСВ за 10 последних месяцев, но если только у них нет задолженности. Также были продлены лицензии на алкоголь, сроки аренды (если они заканчиваются) на гос./коммун. имущество и отменяется плата за такую аренду. Кроме этого были введены незначительные налоговые послабления  для малого и среднего бизнеса на период карантина[7]: списание налогового долга, если его совокупный размер по всем налогам не превышает 3060 грн; освобождение «единоналожников» первой группы  от уплаты  налога за декабрь 2020 г. и январь – май 2021 г. Плюс до 29.12.2021 отсрочка погашения налогового долга ФЛ, в т.ч. самозанятым - до 6 800 грн..

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ

Сегодня в Украине началась 3-я волна эпидемии и вновь начинают проявляться проблемы с лечением больных, аналогичные тем, что были  в период первой и второй волн подъёма заболеваемости.

 Как неоднократно заявлялось представители власти, основная цель карантинных мероприятий – выиграть время и подготовить лечебную сеть для приема «ковидных» больных.

 Несмотря на то, что вирус в Украину пришел позже, чем в страны Европы и уже были видны «печальные» последствия для людей и лечебной сети при массовом поступления больных, реальная подготовка медучреждений в 2020 году была затянута до осени, когда в Украине начал повторяться итальянский сценарий «сортировки больных». Т.е. карантинная передышка по факту не была использована. В результате на пике заболеваемости (конец ноября, пик - 16 294 случаев/сутки)украинская система ОЗ оказалась на грани своих возможностей.

 Практика «неспешных решений» привела к тому, что за все время «весеннего карантина 2020 г.» общий уровень обеспеченности больниц первой волны колебался в пределах: оборудованием от 30% до 80%, средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от 18% до 70%[8], а по некоторым позициям (например, защитными экранами больницы были обеспечены на 4%).

 Запаздывание прослеживалось по всем направлениям. Только в конце марта 2020 г. МОЗ определил 240 больниц первой волны для лечения больных СOVID-19. Месяц спустя после объявления карантина (13 апреля 2020 г.) ВР принимает изменения в бюджет и создает Фонд борьбы с коронавирусом. В апреле создается первый клинпротокол по лечению СOVID-19 и только к декабрю 2020 г. после долгих перипетий он «дотягивается» до обновленных европейских подходов в лечении. Уже на финише карантина в мае 2020 г., КМУ пересматривает программу медгосгарантий и устанавливает более-менее реальный тариф для стационарного лечения больных с СOVID-19, обеспечения мобильных бригад и экстренной медпомощи, при том, что сами договора на увеличенное финансирование были заключены еще через месяц, а финансирование пришло еще через месяц, когда заболеваемость начала расти, и число заболевших за сутки перевалило за 1000 чел.

 На сегодня надо признать, что есть подвижки в части обеспеченности больниц и лечения больных, но их по-прежнему недостаточно для адекватной реакции на рост заболеваемости.

o На начало марта 2021 г. по данным НСЗУ есть 515 больниц для лечения «ковидных больных» и 61,3 тыс. инфекционных коек (по другим данным 69,5 тыс.)[9], при том, что год назад эти цифры составляли 242 больницы и 12,7 тыс. коек.

 Но оптимизм в отчетах вызывает много сомнений. Согласно открытым данным, представленным КМУ[10]за период с 16.10.2020 по 03.03.2021, на фоне роста общего числа коек для больных с СOVID-19, по состоянию на 3 марта т.г. процент занятых больше, чем в октябре прошлого года (16.10.2020 – 11,2%, а  03.03.2020 – 13,3%). Серьезность ситуации в том, что заболеваемость растет очень быстрыми темпами и повышается число тяжелых больных, а значит и потребность в госпитализации и кислороде. Помимо цифр приходят тревожные сообщения из регионов о том, что в ряде больниц (Черновицкая, Житомирская, Ивано-Франковска, Закарпатская области) свободные койки на исходе.

 Но наращивание «ковидных» коек имеет и другую сторону, поскольку их выделили за счет перепрофилирования других палат и больниц, параллельно снижая тем самым объёмы планового приема и лечения. Украина, в отличии от Китая[11],  не создала ни одного нового медучреждения  специально под СOVID-19.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР ПО БОРЬБЕ С  COVID-19 

 Большая часть проблем по борьбе с СOVID-19 не была решена из-за недостатка денег и нерационального их использования. В 2020 году из-за урезанного финансирования вследствие вдвое заниженных тарифов на медуслуги, под угрозой закрытия оказались более 300 больниц, среди которых были  и инфекционные стационары.

 ЭпидемияCOVID-19 показала критическое состояние лечебной сети и вынудила власти в экстренном порядке пересмотреть бюджет и сформировать целевой фонд по борьбе с эпидемией и ее последствиями в объеме 64,7 млрд. грн.

 На практике ситуация с Фондом сложилась несколько не так, как планировалось изначально и  большая часть средств ушла не по назначению.  «Ковидный Фонд» после всех «добавок» и «пересмотров» в 2020 г. составил 80,9 млрд. грн. По последним данным МФ[12], на здравоохранение было выделено 27,7% (22,5 млрд. грн.), а непосредственно для МОЗ – 25,3% (20,5 млрд. грн.). Для сравнения: Мининфраструктуры на строительство дорог (32,4% или 26,2 млрд. грн.). Но даже выделенные на медицину средства были профинансированы не в полном объёме. По состоянию на 31.12.2020 кассовые расходы МОЗ составили 87% от выделенных средств (17,8 млрд. грн.). Для сравнения, на строительство дорог – 98%.

 В этом году в госбюджете специального «ковидного фонда нет. На медицину добавили средств, но по оценкам самого МОЗ вдвое меньше потребности.На 2021 г. выделено 159 млрд. грн. - или +21% от запланированных расходов 2020 г. – 131 млрд. грн. При этом потребность в финансировании на 2021 г. оценивается МОЗ в 296 млрд. грн.

ОПЛАТА ТРУДА МЕДИКОВ

Эпидемия заставила, наконец, обратить внимание на оплату труда медиков.

 По данным МОЗ, средняя зарплата врача в 2020 г. составляла около 9 тыс. грн., медсестры – 7 тыс., а младшего медперсонала – 5 тыс. грн. В связи с эпидемией было принято решение выплачивать медикам, работающим  с  больными с  COVID-19,  надбавки 300% к окладу. Но на практике проблем с этими выплатами было более чем достаточно. Выплаты оказались гораздо ниже, чем предполагалось, они задерживались, выплачивались не всем, неправильно рассчитывались. В  конечном итоге  существенного роста зарплат по отрасли не наблюдалось. В 2020 г. даже с учетом всех надбавок, в т.ч. «ковидных», зарплата в здравоохранении составляла 77,6% от средней по экономике.

 Для Украины, пандемия короновирусной инфекции спровоцировала еще одну тревожную тенденцию. Она стала дополнительным стимулом для трудовой миграции среди медиков, поскольку потребность в медкадрах резко возросла у наших западных соседей, где зарплаты в разы выше и условия труда «цивилизованнее».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

К эпидемииCOVID-19 Украина подошла с разбалансированной системой санэпиднадзора после ликвидации СЕС.

 По - факту в стране некому было заниматься противоэпидемическими мероприятиями на государственном уровне. Руководство МОЗ неоднократно  вменяло себе в заслугу тот факт, что была восстановлена вертикаль эпиднадзора. Восстановлена должность главного госсанврача Украины и областей, но на этом все и закончилось. Полный объём функций бывшей  СЕС для новой вертикали не был восстановлен. На местах у врачей как не было, так и нет никаких полномочий, включая «право захода» на эпидопасный объект. Все это снижало эффект от проводимых мероприятий, не давало возможности качественно собирать информацию, проводить планирование мероприятий и принимать  необходимые меры как в регионах, так и в масштабах всей страны.

ВАКЦИНАЦИЯ.

В течение 2020 года мир и Украина в том числе ждали вакцину от COVID-19 и готовились к вакцинации. Наша стране в этом вопросе пока отстает как от своих европейских соседей, так и от собственных обещаний.

 Вакцинация против коронавируса в Украине стартовала 24 февраля, правда с небольшим опозданием (последняя названная дата была 15 февраля, а до этого назывались и более ранние сроки).

Для инфо. Прививки от COVID-19 начали делать в странах ЕС 27 декабря. Проблемы у европейцев, конечно есть, но не в таком масштабе как в Украине.[13]

 В этом году в Госбюджете предусмотрено 2,6 млрд. грн. на закупку вакцин против COVID-19. Правительство обещает провести вакцинацию от коронавируса для украинцев в возрасте от 18 лет бесплатно. Оценить достаточность/недостаточность этой суммы на сегодня практически невозможно, поскольку в стране нет четкости в вопросе, какие вакцины и по какой цене будут закуплены за средства Госбюджета.Для инфо:ориентировочныецены за 1 дозу вакцин: Moderna – 33$, Pfizer/BioNTech – 20$, Gamaleya (Sputnik V) – 10$, AstraZeneca/Oxford – 4$.

 Украинские планы вакцинации пока достаточно туманные. Планы вакцинальной кампании несколько раз менялись. На сегодня через официальный сайт МОЗ публикуется информация о вакцинации[14], в т.ч.  очередной вариант поэтапного плана вакцинальной кампании (5 этапов), где определен контингент по приоритетности и его приблизительная численность (34,4 млн. человек). Конкретных дат по этапам нет. Такую ситуацию в МОЗ объясняют неубедительно: отказы от прививок, неурегулированная очередь, перерасход вакцин из-за вынужденной утилизации неиспользованных доз т.к. флакон содержит 10 доз и  нужно сразу 10 человек. Все эти факты говорят о том, что в МОЗ пока сами не очень понимают, как будет проводить кампанию и насколько она затянется. Надо отметить, что согласно ранее утвержденного Национального плана вакцинации в течение 2021 и 1 кв. 2022 гг. в Украине планировали привить21 млн. человек(? 50% населения страны) в 5 этапов[15]

 Для страны необходимо знать точные сроки, т.к. приобретение коллективного иммунитета даст возможность полноценно работать экономике, планировать расходы на медицину и другие социально-экономические потребности (пособия по безработице, доплаты бюджетникам, разовые компенсации и пр.).

Пример- Израиль. В этой стране уже 4,7 миллиона человек получили одну дозу вакцины против COVID-19 (более половины населения). Из них 3,3 миллиона прививали дважды, а к концу марта  2 дозы получат 2/3 населения. Вакцинация в Израиле началась 20 декабря 2020 года. В стране одобрили препарат Pfizer/BioNTech, а в начале января Moderna, при этом взяв на себя ответственность за последствия от применения препарата, не перекладывая ее на производителей. Но при этом надо отметить, что переговоры с компаниями-производителями о приобретении вакцин Израиль начал почти год назад и они велись на самом высоком уровне. Как результат, заболеваемость резко пошла на убыль, Израиль ввел для своего населения т.н. «зеленый» вакцинальный паспорт, начал снимать ограничения для населения и бизнеса. По заявлению министра здравоохранения Израиля, успех вакцинальной кампании для страны напрямую связывается с возможностью как можно скорее восстановить потери в экономике.

Данные о вакцинах, которыми будут прививаться украинцы, пока не ясны.

 В начале февраля официально было заявлено, что Украина в рамках инициативы COVAX получит в феврале 117 тыс. доз Pfizer-BioNTech. По состоянию на 5 марта этой поставки нет. Кампания обвиняет в этом МОЗ по причине затягивания договорного процесса[16]и регистрации (только 23 февраля появилась информация, со слов Главного госсанврача, о регистрации вакцин CoviShield/AstraZeneca и Pfizer)[17].

 Что есть в реальности. Украина 23.02.2021 получила первую партию вакцины в количестве 500 тыс. доз «Oxford/AstraZeneca» (CoviShield производства Индии). По состояниюна 9 мартапервую дозу получили 19 118 человек из критичного контингента 1-го этапа (медики, погранслужба, военные)[18]. Такими темпами вакцинация в Украине затянется до конца следующего года. Даже министр здравоохранения заявляет о низком темпе (надо было прививать 10 тыс. чел в сутки, а на сегодня 2-3 тыс./сутки).[19]

 Пока на уровне обещанийпоставки 1,9 млн доз двухдозовой вакцины против COVID-19 производства Sinovac Biotech (Китай) через компанию «Лекхим»[20]. Эта поставка будет произведена отдельно от механизма COVAX. При этом есть условия, что Украина может отказаться от этой вакцины, если ее эффективность будет ниже 70%.

 Без какой либо конкретики есть планы закупить за госсредства вакцину Novavax (США). Она планируется для экстренного использования. По предварительным данным ее эффективность составляет 89%.

С подготовкой сети тоже прослеживаются проблемы, что может усложнить и затянуть всю процедуру вакцинации.

 МОЗ по своему плану хочет вакцинировать население через первичную сеть и мобильные бригады в тех местах, где нет доступа к лечебным учреждениям. Еще МОЗ запланировал создать дополнительно 4 250 прививочных пунктов, что бы «не мешать» плановой вакцинации. Пока источники средств и ресурс (в основном кадровый) для организации этой работы четко не определен. Т.о. можно ожидать сложности, когда вакцинация приобретет массовый характер (МОЗ планирует 10 -11  тыс. вакцинаций в день.).

 Свободный доступ к вакцинам (для всех групп населения) обещают не раньше лета 2021 г.

 С самими вакцинами и их наличием в лечебной сети пока нет ясности, но при этом уже можно записываться в очередь на прививку. Это уже само по себе странно. МОЗ предлагает несколько способов: через свой контакт-центр, портал госуслуг и приложение «ДИЯ». Все услуги в электронном виде и требуют авторизации через электронный ключ, а значит использование персональных данных. Но даже если все названные системы и смогут обеспечить защиту персональных данных, возникает другой вопрос, насколько у населения, в основной массе, есть возможность записаться в такую очередь подобным способом.



[1]Пост. КМУ от 11 марта 2020 № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2».

[2]Госкомиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций с периодичностью не реже 1 раза в 5 дней  определяла зоны, где включались установленные КМУ ограничения.

[3]Пост. КМУ от 9 декабря 2020 № 1236 «Об установлении карантина и введения ограничительных противоэпидемических мероприятий с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2»

[4]Закон «О внесении изменений в ЗУ «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения относительно предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)»  Штрафы установлены от 3 400 до 5 100 грн. за работу и нарушение  правил в период карантина.Кроме этого, КоАП (ст. 44-3)дополнен новой нормой, согласно которой без постановления суда может быть взыскан штраф в размере от 170 до 255 грн.за пребывание в общественном месте без маски или если маска неправильно надета.

[5]https://moz.gov.ua/uploads/5/29162-oznaky_09032021.pdf

[6]ЗУ «О социальной поддержке застрахованных лиц и субъектов хозяйствования на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» № 1071-ІХ

[7]Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по социальной поддержке налогоплательщиков на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV- 2» № 1072-ІХ.

[8]Пример:  По данным КМУ на 28.05.2020 общая обеспеченность больниц, работающих с больными COVID-19 составляет 74,46%. Обеспеченность регионов составляет: оборудованием 82,7% (мин.31,9%), СИЗ -71,43% (мин.18,2%), персоналом на 83,99% (мин.30,26%).

[9]https://news.obozrevatel.com/society/v-minzdrave-rasskazali-chto-sdelali-za-god-borbyi-s-covid-19-v-ukraine.htm

[10]https://covid19.gov.ua/analitichni-paneli-dashbordy

[11]В феврале 2020 года  построено 2 новых больницы в Ухане на 1000 коек и 1500 коек

[12]https://www.mof.gov.ua/uk/data_and_analytics-433

[13]Еврокомиссия подписала в прошлом году соглашения с шестью производителями вакцин: BioNTech/Pfizer, Moderna, AstraZeneca, CureVac, Johnson & Johnson и Sanofi. Тем самым она зарезервировала для ЕС почти два миллиарда доз. Этого вполне достаточно для 450 миллионов жителей 27 стран Евросоюза даже при условии, что почти все вакцины предусматривают двукратную прививку и, возможно, не все препараты будут допущены к применению.

[14]https://vaccination.covid19.gov.ua/

[15]https://www.kmu.gov.ua/news/vakcinuvannya-lyudej-vid-covid-19-povinne-rozpochatis-u-lyutomu-premyer-ministr?fbclid=IwAR3Xs-vSimLCAkKpN5S-QjcQns_nqaF6_xl650MQLyRCSaAxMVznWZ-JNCA

[16]«Интерфакс-Украина».  «Минздрав Украины затянул процесс заключения договоров о поставках вакцины Pfizer - гендиректор Pfizer Ukraine Зорян Целик https://ua.interfax.com.ua/news/pharmacy/721276.html

[17]https://interfax.com.ua/news/pharmacy/725683.html

[18]По данным МОЗ, в течение І полугодия Украина может получить от 2,2 до 3,7 млн. доз этой вакцины в рамках глобальной инициативы COVAX.  Также заключен контракт на покупку за средства госбюджета.  В Индии эта вакцина выпускается под названием Covishield. 22 февраля вакцина зарегистрирована для экстренного применения в Украине.

[19]Онлайн-брифинг министра Максима Степанова от 09.03.2021

[20]Через компанию «Легхим» МОЗом будет закуплено 1,9 млн доз (из числа 5 млн доз, которые предприятие купит у Китая). Рентабельность сделки с МОЗ для компании 3-4% — это 15-20 грн. за дозу.