ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ - ФЕВРАЛЕ 2021 Г.

31/03/2021
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСБЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ - ФЕВРАЛЕ 2021 Г.

Доходы

По сравнению с прошлым годом выполнение доходной части госбюджета улучшилось, план перевыполняется:

 По итогам первых двух месяцев 2020 г. план по доходам в целом перевыполнен на 5,8 млрд. грн. или на 4,2%, в том числе по общему фонду на 4,8 млрд. грн. (4%).По налогам, администрируемым Налоговой службой, план на 2 месяца по общему фонду перевыполнен на 4,6 млрд. грн. (6,9%), по налогам и сборам, контролируемым Таможенной службой – на 260 млн. грн. (0,5%). По налоговым поступлениям, по общему фонду план не выполнен по НДФЛ (на 373 млн. грн. или на 1,9%), что может сигнализировать о завышенных ожиданиях роста поступлений в связи с поднятием минимальной зарплаты на фоне неудовлетворительного финансового состояния бизнеса и локдауна в январе, а также по акцизам на внутренние подакцизные товары, прежде всего, сигареты, алкоголь (на 0,8 млрд. грн. или 9,7%), что может указывать на рост теневого рынка в этих сегментах.

 По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли на 20,7 млрд. грн. или 16,9%, в т.ч. по общему фонду на 20,1 млрд. грн. или на 19,2%. Поступления и от налоговой, и от таможни выросли в пределах 20%.

В то же время, сохраняются проблемы с выполнением плана доходов местных бюджетов и доходов Пенсионного фонда.По первым двум месяцам 2021 г. индикативный план доходов местных бюджетов не выполнен на 135 млн. грн. (0,3%), план по сбору ЕСВ в ПФУ – на 2,6 млрд. грн. (5,7%). Тенденции недобора по ЕСВ (как и по НДФЛ) подтверждают вероятность завышенных прогнозов поступлений от налогов на зарплату, что создает риски прежде всего для местных бюджетов, в которых НДФЛ является основной доходной статьей, и Пенсионного фонда в части получаемой им доли ЕСВ. По ПФУ, повторяется ситуация прошлого года, когда последний был вынужден ежемесячно брать займы с ЕКС для покрытия кассовых разрывов, в результате чего за первые 2 месяца 2021 г. такая задолженность выросла на 3,7 млрд. грн. (за 2020 г. – на 14 млрд. грн., вся задолженность – 62,1 млрд. грн.). Это один из признаков того, что финансовое состояние ПФУ становится все более неустойчивым, и ему для текущих выплат пенсий не хватает ни своих доходов, ни трансферта из госбюджета.  

Расходы

Выполнение расходной части госбюджета остается неудовлетворительным. По итогам первых двух месяцев расходы по общему фонду недофинансированы на 15,5 млрд. грн. или на 10,1% от плана на период.Причины такого существенного невыполнения расходной части кроются:

 В неэффективном бюджетном планировании со стороны Минфина и правительства в целом и низкой бюджетной дисциплине распорядителей бюджетных средств. Как следует из оперативной отчетности Госказначейства Украины (ГКУ), на 1 марта 2021 г. из невыполненных 16,5 млрд. грн. расходов по общему фонду (в итоговой отчетности за 2 месяца эта сумма потом была скорректирована до 15,5 млрд. грн.), ГКУ не открыл финансирование по расходам только на 1,6 млрд. грн. По остальной сумме, финансирование было открыто, но 1/3 из него не распределено главными распорядителями, а 2/3 были распределены, но не использованы распорядителями бюджетных средств. Т.е. несмотря на достаточность средств на ЕКС (более 30 млрд. грн. на 1 марта) и открытые почти в полном объеме ассигнования, 10% расходов от плана на период были не выполнены из-за промедлений в проведении тендеров, медленного утверждения паспортов бюджетных программ (на 1 марта не утверждены паспорта по 134 программам), промедлений с утверждением порядков использования средств по новым бюджетным программам и т.д. Ситуация во многом типична для начала бюджетного года (напр., в относительно благоприятном 2018 г. расходы госбюджета по общему фонду были недофинансированы на 9,8%, в 2019 г. – на 8,5%  от плана; в 2020 г. ситуация была уже гораздо хуже – «минус» 14,1% от плана).

 В недоборе по привлечению заимствований для финансирования дефицита бюджета (см. – дефицит бюджета), что является косвенным фактором в сдерживании проведения расходов и необходимости постоянного резервирования средств на ЕКС с запасом под будущие платежи под расходы бюджета, погашение госдолга и предоставление ссуд с ЕКС.     

Независимо от причин невыполнения госбюджета по расходам, вызывает серьезную тревогу недофинансирование важнейших социальных статей, прежде всего на здравоохранение и социальную поддержку граждан, что в условиях усиливающейся пандемии является недопустимым.

Медицина:

o За 2 месяца 2020 г. расходы по общему фонду госбюджета на медицину недофинансированы на 13,3% или на 2,9 млрд. грн. от плана на период. В том числе программа медицинских гарантий, из которой финансируются медицинские учреждения 1-3 уровня, предоставляющие гарантированный пакет медпомощи, недофинансирована на 5,7% или на 0,93 млрд. грн. от плана на период по общему фонду. И это при том, что по самым консервативным экспертным оценкам, выделенное плановое финансирование по программе медгосгарантий занижено минимум на четверть или на 40 млрд. грн.

o Не лучше обстоят дела и с выполнением других бюджетных программ в сфере здравоохранения:

- программа «Общественное здоровье и меры по борьбе с эпидемиями» недофинансирована на 20,5% от плана на период (или на 62 млн. грн.),

- программа «Специализированной и высокоспециализированной медпомощи» на 30,4% (73 млн. грн.),

- программа «Диагностика и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий» на 1/3 (85 млн. грн.)

- программа лечения граждан за границей более чем на 2/3 (117 млн. грн.)

o Наиболее всего – из-за задержек с поставками вакцин – не выполнена соответствующая бюджетная программа по вакцинации населения, которая была профинансирована всего на 15,6% от плана на период (минус 1,22 млрд. грн. от плана).

o С учетом второй волны эпидемии, набирающей обороты Украине, сохраняющийся низкий уровень финансирования отрасли является тревожной тенденцией. Речь идет об и так скудном «медицинском» бюджете, который в 2021 г. с учетом новых оценок прогнозного ВВП составляет на сегодня по сводному бюджету 3,7 – 3,8% ВВП, при законодательно установленном минимуме 5% ВВП.  

o На фоне проблем с финансированием с начала года фиксируются многочисленные факты сокращения выплат медицинским работникам, увеличивается задолженность по выплате зарплаты в сфере здравоохранения (последняя с начала года выросла в 2,2 раза, на 33,6 млн. грн.). При сохранении таких тенденций продолжится сокращением медицинских работников и их выезд на работу за границу.

Социальная защита и обеспечение

o Эта сфера в целом недофинансирована на 3,8% или на 1,7 млрд. грн. от плана. Однако выполнение плана по отдельным направлениям крайне неудовлетворительное. Так, по общему фонду госбюджета социальная защита на случай потери трудоспособности недофинансирована на 78,4% (!) или на 327 млн. грн. от плана на первые 2 месяца, в т.ч. фонд социальной защиты инвалидов – на 92% (!) или на 319 млн. грн., социальная защита ветеранов войны и труда – на 93,9% (!) или на 40 млн. грн., социальная защита граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС – на 38,7% или на 189 млн. грн.. и т.д.

Другие социальные расходы

o План в значительной мере не выполнен и по другим направлениям расходов социальной направленности. Напр., по общему фонду госбюджета расходы на образование недофинансированы за первые 2 месяца на 17% или почти на 1,04 млрд. грн. от плана на период, культуру и спорт - на 41,3% или на 749 млн. грн.

Развитие экономики

o Расходы на поддержку экономики по общему фонду госбюджета недофинансированы на 26,5% (!) или на 758 млн. грн. от плана на первые 2 месяца. План не выполнен по всем расходным статьям, по которым расписано финансирование, в т.ч. на поддержку c/х, промышленности, строительство, продвижение экспорта и т.д.

o Все расходы по госбюджету на поддержку экономики за январь – февраль 2021 г. составили 4,2 млрд. грн. или порядка 150 млн. дол. по среднему курсу за период. Для сравнения, Украина потратила за это же время в 3,3 раза больше на обслуживание госдолга.   

Дефицит госбюджета 

 За 2 месяца дефицит госбюджета составил 20,7 млрд. грн., в т.ч. по общему фонду 28,7 млрд. грн. или 58% от плана на этот период (49,3 млрд. грн.). Таким образом, разрыв в финансировании дефицита бюджета по общему фонду составил 20,6 млрд. грн.

 Основная причина такого разрыва, как и в прошлом году, - это провал в привлечении долгового финансирования.В то же время, в отличии от прошлого года, в котором наблюдались проблемы с привлечением как внутреннего (ОВГЗ), так и внешнего финансирования (евробонды, МВФ, другие официальные кредиторы), в январе - феврале 2021 г. планы по размещению ОВГЗ на 74,3 млрд. грн. выполнялись на 100%, а весь недобор по долговым заимствованиям пришелся на внешние источники, из которых власти планировали занять 34,1 млрд. грн., а заняли ноль.