По данным Госслужбы статистики, цены на потребительские товары и услуги в марте 2021 г. (к февралю 2021 г.) выросли на 1,7%, к марту 2020 г. – на 8,5%, с начала года (к декабрю 2020 г.) – на 4,1%.
Инфляция на потребительском рынке в годовом выражении (за последние 12 месяцев) выросла с 2,3% в сентябре 2020 г. до 8,5% в марте 2021 г., ускоряясь 6-й месяц подряд. Производственные издержки (цены производителей промышленной продукции) за этот период «взлетели» с минусовых значений до 26,3%, затормозившись только в марте.
По итогам марта 2021 г. Украина занимала второе место в регионе Европа (включая Турцию) по уровню годовой инфляции, деля его с РБ (на первом Турция – 16,2%, для сравнения в РФ – 5,8%, Венгрии – 3,7%, Польше – 3,2%, Чехии – 2,3%).
Исходя из структуры индекса потребительских цен (ИПЦ), наибольший вклад в инфляциюв годовом выражении (к марту 2020 г.)обеспечил рост цен на продукты питания, алкоголь и табак, ЖК и транспортные услуги (см. табл. ниже):
Март 2021 (к февралю 2021), % | Март 2021 (к декабрю 2020), % | Март 2021 (к марту 2020 г.),% | Абсолютный вклад (к марту 2020), п.п. | Вес в потреб. корзине,%* | |
Индекс потребительски цен (ИПЦ) | 1,7 | 4,1 | 8,5 | 8,5 | 100 |
Продукты питания и безалкогольные напитки | 2,1 | 5,7 | 10,4 | 4,5 | 43,3 |
хлеб и хлебопродукты | 2,4 | 5,8 | 14 | 1 | 7,2 |
мясо | 2,2 | 3,5 | 6,2 | 0,7 | 10,6 |
яйца | -0,6 | 14,5 | 109,1 | 1 | 0,9 |
подсолнечное масло | 9,7 | 21,5 | 48,5 | 0,6 | 1,2 |
фрукты | 3,5 | 7,7 | 14,5 | 0,4 | 2,8 |
овощи | 2,1 | 15,6 | -7 | -0,3 | 3,9 |
сахар | 4,8 | 14,5 | 64,7 | 0,5 | 0,7 |
Алкоголь и табак | 0,7 | 3 | 9,7 | 0,8 | 7,9 |
Одежда и обувь | 12,7 | 4,4 | -5 | -0,3 | 5,2 |
ЖК-услуги | 0 | 4,1 | 22 | 1,7 | 7,8 |
электричество | 0 | 36,6 | 36,6 | 0,5 | 1,3 |
природный газ | 0 | -10,8 | 63,6 | 1,4 | 2,2 |
Медуслуги | 0,7 | 1,6 | 7,4 | 0,5 | 6,6 |
Транспорт | 1,8 | 4,5 | 7,2 | 0,8 | 10,6 |
ГСМ | 5,7 | 16 | 12,2 | 0,3 | 2,8 |
Остальное | 0,5 | 18,6 |
Источник: Госстат, собственные расчеты
Продовольственная инфляциявернулась к двузначным темпам роста, достигнув максимума с мая 2018 г. В марте 2021 г. (к марту 2020 г.) цены на продукты питания выросли на 10,4%:
o Продовольственная инфляция обеспечила немногим больше половины роста цен на потребительские товары и услуги за последние 12 месяцев.
o В марте 2021 г. (к марту 2020 г.) зафиксировано повышение цен по всем составляющим в группе товаров «продукты питания и безалкогольные напитки», кроме овощей (на которые цены упали на 7%).
o Наибольшими темпами выросли цены на хлеб - на 14,9%, фрукты – 14,5%, подсолнечное масло – 48,5%, сахар – 64,7%, яйца – в 2,1 раза.
o Почти 85% всей продовольственной инфляции в годовом выражении обеспечили 5 позиций – хлеб, мясо, яйца, подсолнечное масло, сахар.
Продолжился рост ценна алкогольные и табачные изделия(на 9,7% к марту 2020 г.). Основная причина – рост акцизов.
На 7,2% за последние 12 месяцевподорожали транспортные услуги.Стоимость ГСМ за это время выросла на 12,2%, в т.ч. литр бензина А-95 подорожал на 14,6%.
Значительно выросли тарифына услуги ЖКХ.Рост цен на «коммуналку» на 22% (к марту 2020 г.) произошло в первую очередь за счет повышения тарифов на э/э (+36,6%), природный газ (+63,6%), водоотвод (+19,2%), водоснабжение (+11,7%), отопление и горячую воду (+10,4%).
Основные про-инфляционные факторы:
- худший (по сравнению с предыдущим) урожай кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и др. культур в Украине (из-за сложных погодных условий и слабой господдержки агро-производителей) + рекордный с середины 2014 г. рост цен на продовольствие в мире,
- рост мировых и внутренних цен на энергоносители, прежде всего, углеводороды (стоимость нефти марки Brent за последние 12 месяцев выросла более чем в 2,3 раза – с 30 дол. в марте 2020 г. до 70 дол. в марте 2021 г.),
- девальвация (в марте 2021 г. против аналогичного месяца прошлого года средний курс гривны по отношению к доллару был ниже на 5%),
- рост расходов на оплату труда (с 1 января минимальная зарплата выросла на 20%),
- все выше перечисленные факторы + значительный рост цен на остальные основные статьи украинского непродовольственного сырьевого экспорта (ЖРС, сталь) привели к резкому увеличению производственных издержек (в марте 2021 г. цены в промышленности выросли до 26,3% в годовом выражении – максимум с середины 2017 г., что уже перекладывается и в течении ближайшего квартала продолжит перекладываться на потребительские цены),
- мягкая монетарная политика с сохранением отрицательной учетной ставки Национальным банком (при средней инфляции в первом квартале на уровне 7,4%, средняя ставка НБУ за этот период составила 6,2%).
Мартовская инфляция (8,5%) оказалась гораздо выше прогноза НБУ относительно конца первого квартала 2021 г. (7,6%), что, вероятней всего, выльется в бОльшее повышение процентной ставки (на 1п.п., вместо 0,5 п.п.) на ближайшем заседании правления по монетарной политике 15 апреля 2021 г.
На ценовые тенденции в ближайшие месяцы будут действовать ряд разнонаправленных факторов (ожидаемая стабилизация/ снижение мировых цен на зерновые и сахар, на фоне продолжение их роста по мясо-молочной продукции и растительным маслам). Однако окончательно ценовые тренды по году будут понятны ближе к осени на фоне данных о новом урожае (пока прогноз благоприятный), решений о повышении тарифов (как части пакета договоренностей с МВФ, скорее всего уже по новой программе), мировых цен на энергоносители (по прогнозам Goldman Sachs, цена нефти Brent вырастет до 75 дол. во 2-м квартале, 80 дол. – в 3-м квартале 2021 г. на фоне лучших прогнозов спроса и потребления нефти).
С учетом этих факторов, а также динамики цен в прошлом году, ожидается, что цены на потребительские товары и услуги в годовом выражении продолжат рост, достигнув максимума до 10% в 3-м квартале 2021 г., и снизившись до 8,5-9% по итогам года.