СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ СЛОЖНОЙ

Появляющаяся статистика об итогах работы украинской экономики за 5 месяцев 2021 года свидетельствует о том, что страна еще и близко не подошла к решению задачи восстановления после прошлогоднего кризиса.

02/07/2021
Моніторингові продукти
СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ СЛОЖНОЙ

1. В январе-мае 2021 годапромышленное производствовыросло всего на 2,2%, что и близко не отыгрывает 8,1% падения за аналогичный период 2020 года.

Помимо этого, имеется целый ряд отраслей, которые продолжали сокращать объемы производства с начала текущего года. К примеру, пищевая промышленность упала на 8,9%, фармацевтическая – на 5,3%, нефтегазодобывающая отрасль – на 4,8%, коксонефтехимическая – на 4,4%.

Промышленное производство сократилось в 11 из 25, т.е. почти в каждом втором регионе страны. Наибольшими темпами – в Кировоградской (-22,3%), Херсонской (-14,8%) и Луганской (-12,0%) областях.

2. Неоднозначная ситуация складывается втранспортной сфере. Хотя все четыре ключевых показателя работы отрасли вышли в плюс (за 5 месяцев грузооборот вырос на 0,4%, объемы перевозок грузов – на 3,7%, пассажирооборот – на 7,0%, количество перевезенных пассажиров – на 1,4%) – но это ничто по сравнению с прошлогодними двузначными падениями по всем направлениям (на 19,9%, 16,5%, 51,6% и 43,7% соответственно). На восстановление такими низкими темпами до уровня 2019 года может уйти целое десятилетие, если не больше…

Грузооборот на водном транспорте сократился на 1,6%, на авиационном – на 3,1%, на трубопроводном – на 3,7%. С учетом того, что нынешняя администрация США фактически отказалась от блокировки российского газопровода «Северный поток-2», и через него скорее всего уже осенью начнут транспортировать первый газ – падение в трубопроводном сегменте грозит существенно увеличиться (поставщикам РФ для выполнения своих обязательств перед европейскими потребителями вполне хватит минимально забронированного объема в 40 млрд. кубометров через Украину).

Хватает проблем и в сфере пассажирских перевозок. Пассажирооборот на автомобильном транспорте сократился на 5,1%, на городском электротранспорте (кроме метрополитена) – на 4,4-9,2%, количество перевезенных пассажиров на городском электротранспорте – на 4-9%.

3. Значительно хуже обстоят дела всельском хозяйстве, где темпы падения даже увеличились по сравнению с неудачным прошлым годом – минус 4,5% в январе-мае 2021 года против -2,0% годом ранее. Падение отмечено и на сельхозпредприятиях (-3,7%), и по хозяйствам населения (-5,5%).

Провалились объемы аграрного производства в 21 из 24 регионов страны. Наибольшие темпы падения, которые для многих регионов измеряются двузначными цифрами – в Киевской (-17,5%), Запорожской (-14,3%), Николаевской (-12,9%), Донецкой (-12,2%), Херсонской (-11,1%), Харьковской (-10,5%) областях.

4. Самая тяжелая ситуация – встроительной отрасли,где объемы производства в январе-мае 2021 года сократились на 6,1% по сравнению с 2020 годом, а если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года – и вовсе на 11,7%.

Строительство нежилых домов сократилось на 6,6%, инженерных сооружений – на 14,0%.

Упали объемы строительства в 17, или более чем 2/3 регионах страны. Наибольшими темпами – в Черновицкой (-48,0%), Винницкой (-37,0%), Херсонской (-32,7%), Кировоградской (-32,3%), Луганской (-28,2%), Черниговской (-25,6%), Запорожской (-20,9%), Николаевской (-20,0%) областях. Если же сравнивать с 2019 годом, то объемы строительства в Кировоградской области сократились на 59,8%, в Винницкой – на 58,9%, в Черновицкой – на 49,7%, в Закарпатской – на 46,0%, в Запорожской – на 45,7%, – и все это происходит на фоне двухлетнего гигантского пиара на всех уровнях программы «Велике будівництво», сопровождаемого не столько масштабными строительными работами, сколько коррупционными скандалами...

Как в этой ситуации правительство намерено за оставшиеся месяцы добиться роста ВВП на 4,6% - вызывает вопросы, если по большому счету из всех макро-секторов более-менее приличный результат показала только торговля (+14,3%).