Вынужденные переселенцы

Менее чем за полтора года новой власти Украина впервые за годы независимости столкнулась с такой проблемой, как вынужденные переселенцы, но за этот непродолжительный срок успела войти в ТОП-10 мировых лидеров в этом вопросе.

10/08/2015
Моніторингові продукти

По состоянию на 10.08.2015 органами соцзащиты взяты на учет 1.428.77 переселенцев (1.085.356 семей); для сравнения – после Чернобыльской катастрофы количество переселенных составляло всего 95 тыс. человек, или 56 тыс. семей.   

475 328 тысяч семей  обратились за назначением пособия, 447 844 . семей – такую помощь назначена  (на сумму  1,9 миллиарда гривен)

По данным Межведомственного координационного штаба ГСНС, количество переселенцев по состоянию на 10.08.2015 меньше (всего 901.433 человек, из них  436.285 инвалидов и людей преклонного возраста).

 

Помощь государства ВПЛ в решении социальных проблем не достаточна (за исключением отдельных наболевших точечные решений, не снимающих проблему по существу[1]):

·         Процедура регистрации непрозрачная и нечеткая, имеющая лазейки для коррупции :

o   до октября учетом ВПЛ занималась ГСНС, с октября эту функцию передали управлениям соцзащиты местных госадминистраций; к середине июля 2015 г. разнобой в учете достиг почти полумиллиона человек! с такой «погрешностью» - невозможно ни прогнозировать потребности, ни планировать ресурсы;

o   процесс регистрации не удобный и плохо организован:

§  органы соцзащиты институционально не выдерживают потоки переселенцев, которые накладываются на потоки оформляющих субсидии;

§  для ВПЛ не сумели создать офисы по принципу единого окна - с учетом требований по обязательности регистрации ВПЛ за пределами зоны АТО им надо сначала получить регистрацию в Миграционной службе, и лишь потом – в органах соцзащиты; те ВПЛ, которые лишились документов, запускаются по еще большему кругу – восстановление документов – регистрация по новому месту жительства – регистрация как ВПЛ;

o   пойдя по сложному пути регистрации, государство открыло шлюзы для коррупции (торговли «временной пропиской вне зоны АТО», организация соцвыплат для жителей АТО по фиктивным регистрациям, «пенсионный туризм» и т.д.);

o    плохое администрирование регистрации создает ряд преград, как для самих переселенцев так и для организаций. Непрозрачный процесс регистрации удлиняет процедуру проверки и регистрацию.

o    До сих пор не создан электронный реестр переселенцев, что лишает возможности:

·         быстро зарегистрировать ВПЛ

·         проверить, не регистрировался ли он ранее

·         своевременно предоставить  помощь переселенцам.

Между тем, средства на «Единый онлайн реестр» были выделены ООН в рамках подписанного 22 октября 2014 года с Минтруда Меморандума. Минтруда отчиталось, что на базе Государственного предприятия «Информационно-вычислительный центр Минсоцполитики Украины» работает система онлайн-регистрации перемещенных лиц. Однако, в  начале августа зам.министра социальной политики  В. Мущинин заявил об отсутствии такой онлайн системы. Государству вместе с общественными органиазциями следует провести проверку использования средств международных доноров.

·         Из-за бездеятельности государства общественным организациям приходится выполнять часть его функций в отношении ВПЛ.

Общественные  организации были вынуждены  совместными усилиями создать хабы (центры деятельности) в формате «единого окна».  Общественные органиазции заявили о  создании такого хаба 18 августа.  В них планируется сконцентрировать сразу несколько  видов помощи психологическую, юридическую, и материальную, создавая онлайн списки ВПЛ для более удобной работы с переселенцами, и выявлением двойников.

·         Жилищная проблема ВПЛ остается без решения:

o   значительная часть ВПЛ все еще живет в санаториях в то время как гос.средства на оплату проживания не выделяются, правительство задолжало санаториям и пансионатам за проживание ВПЛ, и только в июне-сентябре 2014 г. смогло погасить частично задолженность в размере 31 млн. грн.; точная сумма задолженности по стране перед субъектами хозяйствования, размещавшими ВПЛ в «долг» - неизвестна, после октября никто этих расчетов не проводил);

o   сейчас для ВПЛ готово 823 объектов общей вместимости всего 13.286 мест (что соответствует 15-20 дневному среднему приросту числа переселенцев (только за последнюю неделю заполнено переселенцами 27 объектов);

o   инициативы Правительства в ответ на проблемы с жильем (достройка недостроенных объектов недвижимости с состоянием готовности более 80%; разработка спецрограммы долгосрочной ипотеки для ВПЛ) – остаются только на бумаге.

·         Из-за нерешенности проблем ВПЛ больше всего страдают семьи с детьми.  

В составе переселенцев много инвалидов, беременных женщин, детей которые нуждаются в образовании и медицинских услугах- таким образом спрос на соц.услуги повышается.

o   за медицинской помощью уже были вынуждены обращаться 194 тыс. взрослых  ВПЛ и 105, 5 тыс. детей из которых взято на медицинский учет 125 тыс. 283 взрослых  и        64 тыс. 190 детей. И без того недофинансированная инфраструктура местной медицины испытывает тяжесть вновь поступивших клиентов из числа ВПЛ. Слабая наполняемость местных бюджетов сегодня создают угрозу недофинансирования медуслуг для всех жителей регионов, куда идут основные потоки ВПЛ.

o   в образовательных услугах нуждается более 180 тыс. детей-ВПЛ: детские сады и школы в регионах, принявших наибольшее количество переселенцев, работают с 150-200% -ной нагрузкой, дальнейших возможностей для дополнительного приема детей почти нет;

ВУЗы, переведенные на подконтрольные территории, не могут обеспечивать нормальный учебный процесс, поскольку переезд произошел: 1) без лабораторного и технического оборудования (что ставит под сомнение будущую квалификацию особенно «технарей»); 2) нередко в неприспособленные помещения (например, Донецкий университет из десятка корпусов и лабораторий перебрался в один админкорпус Винницкого ювелирного завода); 3) остро стоит проблема с проживанием «переехавших» преподавателей и студентов (мест в общежитиях не хватает и на 10% людей, средств снимать жилье – у большинства нет (с учетом размера оплаты труда преподавателей и студентов).

·         Семьи ВПЛ с детьми усугубляют тенденцию роста бедности на Украине.

Для Украины характерен высокий уровень бедности в семьях с детьми. Каждое третье домохозяйство с детьми сегодня находится за чертой бедности: если наличие одного ребенка в семье  повышает риск бедности по относительному критерию на 17%, то наличие трех и более детей — на 42%. Таким образом, семьи ВПЛ с детьми, оказавшись без жилья и средств к существованию, значительно увеличивают группу бедного населения Украины.

 

 

·         Проблема трудоустройства ВПЛ остается острой:

Хотя Украина и занимается темой трудоустройства ВПЛ, что было отмечено директором Программы развития ООН в Украине  Янтомас Химстра, однако, результаты этой деятельности неудовлетворительные:

o   из более полумиллиона трудоспособных ВПЛ – трудоустроено не более 5%;

o   в госцентры занятости обратилось около 50 тыс. человек, трудоустроено 11 тыс. переселенцев (38 тыс. приобрели новую специальность, еще 20 тыс. продолжают получать услуги по профессиональной переориентации);

·         На фоне высокого уровня бедности и низкого трудоутсройства компенсация госудраства для ВПЛ не покрывает их потребностей:

o   предложенная государством система пособий для ВПЛ (842 грн. для нетрудоспособных и 442 грн. для трудоспособных в месяц), не покрывает реальные потребности;

§  по размеру – не дотягивает даже до прожиточного минимума (949 грн. для нетрудоспособных и 1218 грн. для трудоспособных в месяц);

§  не взирая на то, что предоставление пособий было продлено с 6 до 12 месяцев только на тех, кто стал на учет в службе занятости; через 2 месяца в случае не трудоустройства – размер пособия уменьшается наполовину. В условиях неопределённости с ситуацией в зоне АТО этого может быть не достаточно  ;

o   с другой стороны – не доступна многим нуждающимся; не полагается: 1) владельцам двух стареньких (8-10 лет для отечественных, и 12-14 лет для иномарок) машин (даже если они остались или уничтожены в зоне АТО, но формально состоят на учете в базе ГАИ); 2) владельцам недвижимости за пределами зоны АТО (даже если она разрушена – касается многих ВПЛ, переместившихся на уже освобожденные, но частично разрушенных территории Донецкой / Луганской областей); 3) владельцам депозита размером более 600 долларов (невзирая на то, что средства могут быть на заблокированном счете или карточке, эмитированной в зоне АТО);

o   заложенных в бюджет-2015 средств на помощь ВПЛ – может не хватить:

§  всего на весь 2015 год предусмотрено 3,36 млрд. грн., из которых уже израсходована почти половина.

 

 

 



[1] КМУ принял несколько актов, устанавливающих список документов, который подают ВПЛ для взятия на учет как безработных, и распространил на них действие отдельных видов государственного социального страхования, если страховой случай случился до момента выезда из зоны АТО http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=248322550&cat_id=244274160