ВЕРХОВНАЯ РАДА ПРИНЯЛА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ НОВЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

27/04/2015
Моніторингові продукти

Законодательное регулирование госслужбы является едва ли не самым проблемным вопросом в течение почти двух десятилетий.

Ныне действующий закон о государственной службе был принят еще на заре независимости в 1993 году. Невзирая на постоянные корректировки с учетом требований времени, и многочисленные акты Кабинета Министров, которыми вынуждены были «затыкать пробелы» в законодательном регулировании госслужбы – его архаичность была видна невооруженным взглядом даже тем, кто никогда не имел отношения к госслужбе (запутанная система оплаты труда, где доля должностного оклада для некоторых чиновников составляла всего 25-30%; декларируемые, но почти не реализуемые на практике гарантии регулярной профессиональной переподготовки; формальная система оценивания качества исполнения должностных обязанностей, которая практически никогда не бралась в расчет при определении уровня премирования госслужащего и т.д.).

Важность разрешения этих и многих других проблемных вопросов закона 1993 г. была настолько очевидна, что инициатором новой редакции Закона о государственной службе в 2011 г. стал тогдашний Президент Украины, и менее чем за 8 месяцев он был принят.

Однако его реализация требовала значительных финансовых ресурсов. Одна только норма о том, что минимальный должностной оклад для самой низшей категории госслужащих должен был составлять 2 минимальные заработные платы, оценивалась при тогдашних социальных стандартах в 16 млрд. грн. дополнительных затрат. В силу этих причин трижды в конце года Верховная Рада вынуждена была отсрочивать момент начала его применения (сначала с 1.01.2013 до 1.01.2014, затем до 1.01.2015, и наконец – до 1.01.2016). Помимо того, немало вопросов было и по целесообразности будоражить всю систему госслужбы переприсвоением рангов в связи с переходом от работавшей два десятилетия системы (7 категорий – 15 рангов) на новую (5 категорий – 9 рангов), и связанным с этим процессами (тысячи актов КМУ, министерств и ведомств, внесение изменений в личные дела / трудовые книжки, установление эквивалентности рангов для бывших госслужащих и т.д.), и многими другими рискованными новациями.

Понимание того, что закон образца 2011 г. так и не заработает в обозримом будущем (а с учетом резко ухудшившейся в 2014 г. экономической ситуации – и подавно), вынудило приступить к наработке новой редакции закона о госслужбе, которая была внесена в парламент 30 марта 2015 г.

Даже имея ограниченные сроки на его изучение, Главное научно-экспертное управление подготовило более двух десятков замечаний (от прямого противоречия Конституции, которое уже было доведено соответствующим Решением Конституционного Суда, до необоснованного выведения за рамки закона большого числа должностных лиц, на которых не будут распространены ограничения, действующие для госслужащих; от технически неоправданных сразу трех уровней классификации госслужащих (3 категории, 9 групп, 3 вида) до неучета лучших европейских практик и рекомендаций ЕС; а также многочисленных внутренних несогласованностей и нарушении принципов нормопроектирования)[1].  

Невзирая на это, 23.04.2015 с 20-ой попытки удалось набрать минимально необходимые 226 голосов за решение о принятии Закона в первом чтении. Это косвенно свидетельствует о том, что не только у экспертной среды, но и у почти половины народных депутатов есть весомые претензии к содержанию законопроекта.

Реформа госслужбы уже не только назрела давно, но и образно говоря – «перезрела», но неучет многочисленных замечаний и предложений несет в себе риск того, что наспех принятый закон уже в ближайшее время будет нуждаться в значительной корректировке, а в худшем случае – его ожидает судьба Закона-2011, который стал первым и пока единственным украинским законом, не действовавшим на практике ни одного дня.