ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА В БОРЬБЕ ЗА МЕСТО ТОРГОВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

По итогам вчерашнего заседания Правительства Министр экономического развития и торговли объявил о создании 8 Торговых представительств Украины за рубежом.

12/11/2015
Моніторингові продукти
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА В БОРЬБЕ ЗА МЕСТО ТОРГОВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Торговые представительства (ТП) – довольно распространенный в мире инструмент, способствующий продвижению отечественных товаров и услуг на внешний рынок, предоставляющий помощь и здоровое лоббирование в зарубежной стране или зонах ответственности, объединяющих несколько соседних государств. Наряду с зарубежными представительствами Торгово-промышленных палат (ТПП), совместными межстрановыми ТПП и инфраструктурой поддержки экспорта (эксимбанками, экспортно-кредитными / экспортно-гарантийными агентствами) они образуют инфраструктуру поддержки расширения экспорта. Без такой системы не обходятся даже страны с таким продвинутым и способным самостоятельно представлять свои интересы бизнесом, как Китай, США, Япония.

Ныне анонсированные Торговые представительства существовали все годы независимости Украины, но они всегда были объектом противоречий между экономическим и внешнеполитическим ведомством. После слияния в 2000 году Министерства внешнеэкономической деятельности и Министерства экономики торгово-экономические миссии (ТЭМ) постоянно меняли статус и подчиненность: иногда они управлялись экономическим ведомством как полуавтономной структурной единицей дипломатического представительства, иногда растворялись в структурах экономических отделов посольств, иногда – находились в двойном подчинении.

Естественно, что ведомственные переходы способствовали частой ротации персонала, который попросту не успевал наработать необходимые для продвижения торговых интересов Украины связи в стране пребывания. Нередко штатные единицы ТЭМ передавались «чистым» дипломатам (для многих посольств это было крайне актуально в условиях, когда в дипмиссиях работало всего 5-6 человек). Поэтому эффективность их работы была достаточно низкой, а то и бесполезной для отечественных товаропроизводителей. Лишний раз очевидность этого факта подтвердило и специальное расследование «Украинской правды»[1].

Пользуясь случаем, Министр МЭРТ А.Абромавичус решил перехватить инициативу. Вместе со своим заместителем и одновременно Торговым представителем Украины Н.Никольской они в конце лета представили план, по которому Украина до конца 2016 года должна была открыть 20 торговых представительств в странах, наиболее перспективных для развития экономических отношений. Практически незамедлительно последовал ответ МИДа, который заявил о возможности возобновления работы торгово-экономических миссий, однако в качестве самостоятельных организаций, которые будут предоставлять коммерческие услуги экспортерам и работать на условиях самообеспечения.

Не достигнув соглашения, стороны потратили на борьбу друг с другом более двух месяцев, и вопрос в конечном итоге был вынесен на Кабинет Министров. По словам А.Абромавичюса, Премьер-министр А.Яценюк поддержал его инициативу о выведении торговых представительств из-под МИДа, но в связи с большими возражениями последнего окончательного решения не принято, а министрам поручено в течение недели провести совещания и урегулировать существующие разногласия.

Вместе с тем, план А.Абромавичуса уже понес потери: вместо 20 до конца 2016 года планируется открыть всего 8 ТП: «в Женеве (где расположено представительство ВТО), Брюсселе (руководство ЕС), а также в США, Китае, Египте (для покрытия Африки и Ближнего Востока), Турции, Польше и, скорее всего, в Германии».

Логика приведенного списка понятно – в МЭРТе просто посмотрели на текущие объемы экспорта украинской продукции, учли необходимость иметь своих наблюдателей при международных институциях, и по результатам выбрали страны и города в рамках имеющегося скудного бюджета.

Эта логика – как минимум сомнительна. Во-первых, она говорит о том, что задача поиска новых рынков для бизнеса, или рынков, на которых наше присутствие вполне реально расширить – у МЭРТа не стоит (иначе сложно понять отсутствие желания открыть хотя бы одно ТП для 33 государств Латинской Америки, к примеру, динамично развивающейся Бразилии). Сложно представить, что «китайское ТП» сможет закрыть все вопросы экономических связей с Индией и регионом Юго-Восточной Азии (потребительский рынок – 1298 и 630 млн. человек соответственно). Во-вторых, ведомство, похоже, слабо представляет объемы необходимой работы и расстояния. К примеру, в четырех соседних странах (Швейцарии, Бельгии, Германии и Польше) будет открыто 4 ТП; при всем уважении к рабочим органам Евросоюза и ВТО – они мало чем будут полезны отечественным экспортерам в плане расширения продаж и присутствия на рынках. В то же время на всю Африку (55 государств) и Ближний восток (по классификации ООН, в этот регион входят 20 государств) будет обслуживать одно ТП в Египте. Кратчайший перелет между Египтом и его зоной ответственности – требует почти полусуток (в ЮАР - занимает более 11 часов, в Сенегал (Западная Африка) – почти 12 часов), в то время как между «европейскими» ТП – от силы 1,5 часа. Свойственный Украине все годы «традиционный минимализм» при формировании штатов ТЭМ ожидаемо приведет к тому стилю, который нередко демонстрируют послы-совместители: (2 визита в страну аккредитации: первый – для вручения верительных грамот, и второй через 4 года – для прощального приема).

В этих условиях вероятнее всего новые ТП смогут заниматься лишь тем, что делали прежние ТЭМ – готовить страновые справки к визитам госчиновников из Киева.

Сохранение прежних подходов к формированию и реализации внешнеэкономической политики ведет к тому, что Украина рискует получить очередную бюрократическую систему, мало полезную в деле расширения экспорта украинских товаров на внешние рынки.

Владислав Мельник