По итогам вчерашнего заседания Правительства Министр экономического развития и торговли объявил о создании 8 Торговых представительств Украины за рубежом.
Торговые представительства (ТП) –
довольно распространенный в мире инструмент, способствующий продвижению отечественных товаров и
услуг на внешний рынок, предоставляющий помощь и здоровое лоббирование в
зарубежной стране или зонах ответственности, объединяющих несколько соседних
государств. Наряду с зарубежными представительствами Торгово-промышленных палат
(ТПП), совместными межстрановыми ТПП и инфраструктурой поддержки экспорта
(эксимбанками, экспортно-кредитными / экспортно-гарантийными агентствами) они
образуют инфраструктуру поддержки расширения экспорта. Без такой системы не
обходятся даже страны с таким продвинутым и способным самостоятельно
представлять свои интересы бизнесом, как Китай, США, Япония.
Ныне анонсированные Торговые
представительства существовали все годы независимости Украины, но они всегда были объектом противоречий между
экономическим и внешнеполитическим ведомством. После слияния в 2000 году
Министерства внешнеэкономической деятельности и Министерства экономики
торгово-экономические миссии (ТЭМ) постоянно меняли статус и подчиненность:
иногда они управлялись экономическим ведомством как полуавтономной структурной
единицей дипломатического представительства, иногда растворялись в структурах
экономических отделов посольств, иногда – находились в двойном подчинении.
Естественно, что ведомственные
переходы способствовали частой ротации персонала, который попросту не
успевал наработать необходимые для продвижения торговых интересов Украины связи
в стране пребывания. Нередко штатные единицы ТЭМ передавались «чистым»
дипломатам (для многих посольств это было крайне актуально в условиях, когда в
дипмиссиях работало всего 5-6 человек). Поэтому
эффективность их работы была достаточно низкой, а то и бесполезной для
отечественных товаропроизводителей. Лишний раз очевидность этого факта
подтвердило и специальное расследование «Украинской правды»[1].
Пользуясь случаем, Министр МЭРТ А.Абромавичус решил
перехватить инициативу. Вместе со своим заместителем и одновременно Торговым
представителем Украины Н.Никольской они в конце лета представили план, по
которому Украина до конца 2016
года должна была открыть 20 торговых представительств в странах, наиболее
перспективных для развития экономических отношений. Практически незамедлительно
последовал ответ МИДа, который заявил о возможности возобновления
работы торгово-экономических миссий, однако в
качестве самостоятельных организаций, которые будут предоставлять коммерческие
услуги экспортерам и работать на условиях самообеспечения.
Не
достигнув соглашения, стороны потратили на борьбу друг с другом более двух
месяцев, и вопрос в конечном итоге был вынесен на Кабинет Министров. По словам
А.Абромавичюса, Премьер-министр А.Яценюк поддержал его инициативу о выведении
торговых представительств из-под МИДа, но в связи с большими возражениями
последнего окончательного решения не принято, а министрам поручено в течение
недели провести совещания и урегулировать существующие разногласия.
Вместе
с тем, план А.Абромавичуса уже понес потери: вместо 20 до конца 2016
года планируется открыть всего 8 ТП: «в Женеве (где расположено
представительство ВТО), Брюсселе (руководство ЕС), а также в США, Китае, Египте
(для покрытия Африки и Ближнего Востока), Турции, Польше и, скорее всего, в
Германии».
Логика приведенного списка
понятно – в МЭРТе просто посмотрели на текущие объемы экспорта украинской
продукции, учли необходимость иметь своих наблюдателей при международных
институциях, и по результатам выбрали страны и города в рамках имеющегося
скудного бюджета.
Эта
логика – как минимум сомнительна. Во-первых, она говорит о том, что задача поиска новых рынков для бизнеса, или рынков, на
которых наше присутствие вполне реально расширить – у МЭРТа не стоит (иначе сложно понять отсутствие желания
открыть хотя бы одно ТП для 33 государств Латинской Америки, к примеру,
динамично развивающейся Бразилии). Сложно представить, что «китайское ТП»
сможет закрыть все вопросы экономических связей с Индией и регионом
Юго-Восточной Азии (потребительский рынок
– 1298 и 630 млн. человек соответственно). Во-вторых, ведомство, похоже,
слабо представляет объемы необходимой работы и расстояния. К примеру, в четырех
соседних странах (Швейцарии, Бельгии, Германии и Польше) будет открыто 4 ТП;
при всем уважении к рабочим органам Евросоюза и ВТО – они мало чем будут
полезны отечественным экспортерам в плане расширения продаж и присутствия на
рынках. В то же время на всю Африку (55
государств) и Ближний восток (по
классификации ООН, в этот регион входят 20 государств) будет обслуживать
одно ТП в Египте. Кратчайший перелет между Египтом и его зоной ответственности
– требует почти полусуток (в ЮАР - занимает более 11 часов, в Сенегал (Западная
Африка) – почти 12 часов), в то время как между «европейскими» ТП – от силы 1,5
часа. Свойственный Украине все годы «традиционный минимализм» при формировании
штатов ТЭМ ожидаемо приведет к тому стилю, который нередко демонстрируют
послы-совместители: (2 визита в страну аккредитации: первый – для вручения
верительных грамот, и второй через 4 года – для прощального приема).
В этих условиях вероятнее всего новые ТП смогут заниматься лишь тем, что делали прежние ТЭМ – готовить страновые справки к визитам госчиновников из Киева.
Сохранение прежних подходов к формированию и реализации
внешнеэкономической политики ведет к тому, что Украина рискует получить
очередную бюрократическую систему, мало полезную в деле расширения экспорта
украинских товаров на внешние рынки.