По итогам 10 месяцев 2015 г., снижение оборота розничной торговли составило 21,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2014 г., п-к-п)
§ Улучшение потребительских
настроений. Индекс потребительских настроений (ИСН) компании GFK повышается третий месяц подряд: с
43,2 в июле до 47,9 в октябре[1] (для
сравнения в октябре 2014 г. значение ИСН составляло 54,3, в октябре 2013 г. – 84).
§ Наблюдаемая со второй половины
октября 2015 г. ползучая девальвация (снижение курса гривны по отношению к
доллару составило 7,5%) и ожидания ускорения инфляции под конец года
подстегивает склонность домохозяйств к большим покупкам. Индекс
целесообразности совершать большие покупки, рассчитываемый GFK, вырос с 45,9 в июле до 48,8 в
сентябре и 51,5 в октябре.
§ Начало индексации с сентября
социальных выплат пенсионерам и бюджетникам.
§ Активизация выплат ФГВФЛ вкладчикам
обанкротившихся банков.
§ В региональном разрезе картинка также несколько улучшилась: количество регионов, в которых падение розничной торговли затормозилось/ осталось на таком же уровне, увеличилось до 18 (против 17 в сентябре и 14 в августе). При этом в 7 регионах, в т.ч. в Днепропетровской, Одесской, Запорожской, Харьковской обл., г. Киеве, по итогам октября спад в розничных продажах углубился.
В то же время, в сравнении с другими
секторами экономики спад в розничной торговле остается одним из наиболее
глубоких, а его сокращение идет крайне медленно. Пик сворачивания продаж
пришелся на апрель 2015 г. (-25,3%, пкп). За прошедшие полгода кумулятивное
падение в отрасли «улучшилось» всего лишь до 21,7%. Основные причины такого
положения дел:
§ Глубокий девальвационный и
инфляционный шок, пик которого пришелся на конец первого квартала 2015 г.,
который ухудшил потребительские настроения по сравнению с прошлым годом, привел
к резкому сокращению реальных заработных плат в экономике (упали на 22,7% за
первые 9 месяцев) и падению потребительской способности населения. Зависимость
между оборотом розничной торговли и реальными зарплатами хорошо видно на
графике вверху.
§ Военные действия на Донбассе.
Луганская (-78,2%) и Донецкая (-66,4%) области – лидеры по сокращению объемов
розничной торговли, падение в которых объясняет 40% всего спада в рознице с
начала года.
До конца года падение в сегменте розничных продаж замедлится до уровня
немного ниже 20%. Однако перспективы восстановления розничного потребительского
спроса остаются слабыми. Рост оборота
розничной торговли возобновится не ранее второй половины 2016 г., оставаясь
одним из факторов торможения восстановления экономического роста в следующем
году.
Владислав Комаров
[1] Значение индекса могут
изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все
граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда
доли позитивных и негативных оценок одинаковы. Значение индекса меньше 100 означает,
что в обществе преобладают негативные оценки.