Умная отраслевая политика (smart industrial policy)

В последние годы во многих странах мира, не в последнюю очередь под влиянием мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., наблюдается ренессанс интереса к государственной отраслевой политике.

01/03/2016
Аналітичні звіти
Умная отраслевая политика (smart industrial policy)
В последние годы во многих странах мира, не в последнюю очередь под влиянием мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., наблюдается ренессанс интереса к государственной отраслевой политике. Из словосочетания-табу в словаре политиков и экономистов в 80-90-е и первой половине нулевых, разумная отраслевая политика как противовес старой политике государственных интервенций и дерижизма,  вновь стоит на повестке не только в развивающихся странах, которые давно и с различным успехом используют ее как стратегию для экономического рывка , так и в развитых странах в целях повышения собственной конкурентоспособности. За это время под эгидой OECD, Всемирного банка, UNICTAD и ряда других международных организаций проведена значительная работа по изучению новых подходов к проведению разумной отраслевой политики – определению условий , подходов, инструментов и т.д. при выборе вертикальных мер государственной поддержки тех или иных приоритетов развития, позволяющих минимизировать риски провала такой политики и наоборот – максимизировать ее выгоды. 
В текущем экономическом и политическом моменте Украина стоит в стороне от дискуссий об эффективности использования отраслевой политики, сделав ставку исключительно на либеральные (горизонтальные) реформы ( известные как 4- Д Президента Порошенко : де-бюрократизация, де-олигархизация, децентрализация, дерегуляция). Однако будет ли такой набор мер достаточным не просто для восстановления экономического роста, но и для  выхода на траекторию устойчивого «догоняющего» роста, позволяющей развиваться с ежегодными темпами 6-7% на протяжении 20-30 лет? Накопленный мировой опыт позволяет ответить на этот вопрос скорее отрицательно. Собственный 25-летный опыт независимой Украины говорит об отсутствии целенаправленной долгосрочной стратегии экономического роста: краткосрочные попытки «государственного стимулирования приоритетов развития» чередовались с такими же недолгими периодами либеральных реформ, каждый раз сходя «на нет» при смене политического цикла, но при этом – на фоне слабых институтов – цементируя экономику инсайдеров в самом неприглядном ее виде. Национальная идея в виде построения экономически сильного государства  в 21 в  вообще не ставится на повестку дня украинских политсил : в последние 10-15 лет для ее подмены используется идея европейской интеграции, хотя возможность достижения этой цели в перспективе 20-30 лет не очевидна. 
Результат такого «стратегического» вакуума известен: 
  • Последние 10 лет, за время которых особенно ярко наблюдались попытки диаметральной смены курса экономической политики, стали утраченным десятилетием для роста ( реальный ВВП сократился на 6,8%, тогда как за предыдущие 10 лет экономика выросла на 30,8%). 
  •  В целом за годы независимости Украины ее реальный ВВП сократился на 41,7%. Согласно данным Всемирного банка, это — наихудший (!) результат в мире за последние 25 года из 166 стран , по которым есть полная статистика. 
Накопленный послевоенный исторический опыт знает немало прецедентов экономического рывка стран, пребывавших в не менее худших условиях, чем Украина сегодня.  В своем исследовании АЦ НОСЭП попытается дать ответ на главный вопрос, может ли умная отраслевая политика в сочетании с необходимыми горизонтальными реформами рассматриваться сегодня как такая стратегия догоняющего роста для Украины, либо в силу слабости институтов, отсутствия финансирования, политической нестабильности и др. факторов она обречена на провал. В данном исследовании мы проанализируем международный и украинский опыт проведения отраслевой политики; рассмотрим, в чем суть комбинированного (вертикального и горизонтального) подхода к реформам, какой минимум необходимых стартовых условий должен быть, чтобы такой подход сработал; какими инструментами отраслевой политики пользовались успешные страны и каких инструментов не достает Украине ; какими могут быть приоритеты умной отраслевой политики в Украине и т.д. 

АЦ НОСЭП рассчитывает представить результаты исследований по тематике умной отраслевой политике в 2016 г.