АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗВАЛИВАТЬСЯ

Корпорация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в первом полугодии 2016 года: производство продукции сократилось на треть даже по сравнению с крайне неудачным 2015 годом.

12/07/2016
Моніторингові продукти
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗВАЛИВАТЬСЯ

Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более чем полусотне государств на всех континентах).

Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. В 1986 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 30,7 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей.

В последние годы отечественный автопром работал все хуже и хуже. За 25 лет независимости ни один иностранный автопроизводитель не построил ни одного собственного завода. Максимум, на что мог рассчитывать украинский автопром – право собирать иномарки или машино-комплекты через несколько лет после представления той или иной модели. 

В 2014-2015 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился на 85%, занятость — на 45%, реальная заработная плата — почти в 2 раза, продажи автотранспортных средств — на 77,5%, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 20%, а экспорт — почти в 10 раз. В прошлом году стало окончательно понятно, что Украина осталась без прежнего лидера автобусного (а впоследствии – и отечественного троллейбусного) рынка – ЛАЗа[1], который за годы своего существования (с 1945 по 2014 г.) выпустил более 365 тыс. автобусов, а ежегодные объемы производства еще 15 лет назад достигали 14 тысяч единиц.

Однако оказалось, что это еще не дно, и в 2016 году отечественный автопром продемонстрировал еще худшие результаты.

За январь-июнь собрано всего 1635 легковых автомобиля (-28,6% по равнению с аналогичным периодом 2015 года), 406 грузовых автомобилей (-37,0%) и целых 54 автобуса (или в среднем 9 автобусов в месяц, -78,2%). 

Из 1635 легковых автомобиля, на производство которых ушло 6 месяцев – 1631 собрано на закарпатском ЗАО «Еврокар» (это столько, сколько сходит с конвейеров «Тойоты» за менее чем 2 часа).

Еще 4 (!!!) машины собрал некогда лидер отечественного автопрома – «Запорожский автомобильный завод» (в прошлом году за этот период он выпустил 1446 машин). Завод пребывает в коматозном состоянии: падение производства в 2016 легковых автомобилей - -99,7%, в отличие от прошлого года не собрано ни одного грузового автомобиля или автобуса (год назад – 11 и 23 соответственно).

Ни одной машины не выпущено на Бориспольском и Черниговском автозаводе (входящих в корпорацию «Эталон»), на Часовоярском автобусном заводе (год назад они общими усилиями в январе-июне собрали 121 автобус).

Ненамного лучше обстоят дела у корпорации «Богдан». В первом полугодии она выпустила 10 автобусов (вместо 7 в январе-июне 2015 года), нарастив таким образом производство на 42,9% (единственный зафиксированный по всей отрасли «рост»).

Из 406 произведенных грузовых автомобилей – 405 собраны на «АвтоКрАЗе» (падение производства -29,8%). Его выручали в основном военные заказы, но его дальнейшие перспективы достаточно туманны – в Министерстве обороны уже несколько месяцев всерьез рассматривают вопрос закупок белорусских МАЗов (с возможной последующей организацией их крупноузловой сборки на территории Украины). Если этот вариант будет реализован – отечественный «АвтоКрАЗ» ждут тяжелые времена.

Стоит отметить, что ситуация в отечественном автопроме крайне нестабильна – заводы полностью останавливаются с завидной регулярностью ( к примеру, весь июнь пребывали в простое 5 из 8 автозаводов: «АвтоЗАЗ», «Богдан», Бориспольский и Черниговский автозаводы, и Часовоярский автобусный завод, а «Черкасский автобус» выпустил всего 6 единиц продукции – в 6 раз меньше, чем годом ранее ).

При этом сами автомобилепроизводители пессимистически оценивают положение дел. Еще в середине января корпорация «Укравто» объявила, что в 2016 году вообще не собирается выпускать в Украине легковые автомобили, сосредоточившись на выпуске 16 тыс. машино-комплектов для египетского завода General Motors. На вопрос – когда возобновится автопроизводство и возобновится ли вообще – владелец АвтоЗАЗа дает расплывчатый ответ: завод «не собирается возобновлять производство транспорта до тех пор, пока ситуация не изменится или не будут распроданы запасы на складах». Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации и вводом запрета на производство, ввоз и легализации автотранспорта, который не соответствует нормам Евро-5, АвтоЗАЗ был вынужден полностью отказаться от продолжения производства двух модификаций своих авто, и заняться решением вопроса об адаптации оставшихся моделей под нормы Евро-5, что потребует определенного времени.

По этой же «причине Евро-5» вынуждены были прекратить производство автобусов заводы корпорации «Эталон» (весь модельный ряд их автобусов не соответствуют новым экологическим нормам, а новая экологическая модель пока только проходит испытания).

Чуть проще пришлось КрАЗу, поскольку завод уже несколько лет как перешел на двигатели Deutz, Cummins, Daimler, Fiat, WEICHAI, Ford, Toyota. Благодаря этому все 33 модификации могут быть оснащены любым стандартом по желанию заказчика (например, африканские покупатели КрАЗов довольствуются стандартом Евро-0, но в Европу поставляются автомобили, отвечающие самым современным экологическим требованиям). И вместе с тем итоговые объемы сборки – меньше 3-х автомобилей в день – вызывают глубокое разочарование (это в 37 раз меньше, чем сходило с конвейера завода три десятилетия назад, в 1986 году). 
В условиях глубокого экономического кризиса автопром постепенно грозит стать очагом социального напряжения – за последние 11 месяцев долги по зарплате в отрасли выросли на 27% и вплотную приблизились к 300 миллионам гривен. По этому показателю среди всех секторов промышленности автомобильная уступает только угольной (448,3 млн. грн., но там задолженность не росла, а сократилась на 16% )… 

Автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие какой-либо реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо. В комплексе с запретом на ввоз и регистрацию автотранспорта, не отвечающего требованиям «Евро-5» (а менее чем через 2 года в силу должны вступить нормы «Евро-6») – Украине все больше грозит де-автомобилезация.

 

Владислав Мельник 

[1] Во второй половине 2014 – начале 2015 года с общей площади 19,8 тыс. кв. м. было срезано и вывезено все оборудование. Корпуса цехов арестованы по искам банков, аукцион по продаже «стен с разбитыми окнами» не состоялся, продолжаются попытки реализовать за долги 33 троллейбусов разной стадии готовности…