МЕДИЦИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ МОЗ: ЧТО СТОИТ ЗА КОНФЛИКТОМ

На заседания КМУ 18.01.2017 Премьер и члены правительства высказались в поддержку в.о. Мнистра здравоохранения У.Супрун поддержав ее в конфликте между МОЗ и медицинской общественностью.

19/01/2017
Моніторингові продукти
МЕДИЦИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ МОЗ: ЧТО СТОИТ ЗА КОНФЛИКТОМ
Который разгорелся после заявлений директора Института сердца кардиохирурга Б.Тодурова о низком профессиональном уровне работы министерства. После заседания КМУ У.Супрун провела пресс-конференцию, где попыталась прояснить суть конфликта. 

Конфликт разгорелся после заявления директора Института сердца кардиохирурга Б.Тодурова о том, что профильное министерство своевременно не закупило медикаменты и расходные материалы под госпрограмму для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) на сумму в 364 млн.грн. , тем самым, как выразился Б.Тодуров, погубив больше жизни украинцев, чем война на востоке. В МОЗе это заявление объявили частью информационной войны против команды реформаторов и борцов с коррупцией, возглавляемых министром-волонтером. Конфликт очень быстро вышел за рамки проблем Института сердца, выявил серьезные проблемы госзакупок через международные организации, затронул всю медицинскую общественность и обнаружил ряд поспешных и непрофессиональных действий  новой команды МОЗ. 

1. Не смотря на мощный пиар и шквал заявлений о значительной экономии бюджетных средств, в процедурах международных закупок оказалось много подводных камней, которые снизили эффективность проекта в целом и частично нивелировали эффект от экономии.
- Первое на что обращают внимание – это срыв всех сроков для поставок медикаментов для населения. Закупки и поставки завершены (на 98%)  лишь за счет бюджета 2015 года, за бюджет - 2016г процедуры только начались, а за средства 2017г. (где добавлено 2 млрд. грн. бюджетных денег) процесс даже не начинался. 
o Причин такого положения дел несколько, однако одна из основных - это некачественно составленные с международными организациями (МО) договора. МОЗ сознательно (или по непониманию) согласился на имеющиеся внутренние процедуры МО, вследствие которых поставки закупленных препаратов могут осуществляться в сроки  от 6 до 12 мес. 
o Этот факт был признан ошибкой по результатам закупок за бюджет 2015г и МОЗ планировал пересмотреть договора в этой части, сократив сроки до 3-х месяцев. В то же время МОЗ в конце 2016 года предлагает Правительству продлить предельно разрешенный срок поставки препаратов по международным закупкам с 12 до 18 месяцев .
o Стандартные сроки поставок медикаментов в «докризисный период» составляли не более 4-х месяцев. Таким образом, Правительство и МОЗ при выборе МО и составлении с ними договоров полностью не учли интересы Украины – надо было договариваться о других сроках или выбирать другие компании.
o Для внесения ясности в этот вопрос Британское закупочное агентство Crown Agents четко разъяснило свои действия под бюджет 2015 года и озвучило планы закупок под новые договора заключенные под бюджет 2016 года. Как пример приводится соглашение о закупке лекарств, медицинских изделий и реагентов по программам взрослой и детской онкологии и онкогематологии на сумму около $32 млн за счет госбюджета 2015г. Оно было подписано 06.11.2015г, тендерный процесс начался 06.12.2015г. В соответствии с условиями договора, поставки происходили в течение 2016 года и закончились в полном объеме в срок, определенный соглашением, а именно 6 декабря 2016г . Что касается программы по закупкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения  для лечения ССЗ  за бюджет 2016 года , то Crown Agents намерено закрыть тендеры в период с 25 января до 7 февраля 2017 года.
- Передавая закупки МО не был достигнут эффект прозрачности и полной открытости всех процедур. 
o Все договора о закупках являются закрытыми для общественности. По утверждению руководства МОЗ эта информация является коммерческой тайной МО и не может быть обнародована без их согласия, что есть условием договоров. 
o Согласно разъяснения У.Супрун ее команда полностью переделала ТЗ для проведения закупок под новые тендера. Однако суть изменений не озвучена. В то же время в СМИ появились сообщения о том, что отмечались случаи написания ТЗ под конкретные фирмы (например закупка через ПРООН вакцины для профилактики коклюша). 
o Кроме этого, международные закупки препаратов выведены из-под действия Закона Украины "О государственных закупках" т.е. они проводятся не по системе ProZorro. Например ЮНИСЕФ провел закрытые торги после переговоров со своими постоянными поставщиками.
o Таким образом, автоматически ослабился общественный контроль за процедурами закупок (правила проведения тендеров согласно подписанных договоров  определяются самими МО). Какой-либо другой  механизм контроля предложен не был.
o Однозначно оценить такой подход МО сложно, т.к. вся информация закрыта и по результатам есть как позитивный,  так и негативный эффект. В целом экономия была в тех случаях, когда закупались препараты – генерики с конкурентными ценами на международных рынках. Например, Линезолид (противотуберкулезный препарат)  закупили на 85% дешевле, чем в 2014 году в валютном выражении с экономией 355 тыс. долл. США. В то же время были отмечены и завышения цен при закупках у производителей-монополистов. Например, по программе взрослые гепатиты монопольный препарат Ламивудин (т.н. ЗЕФФИКС производства компании ГлаксоСмитКляйн, Великобритания) купили с превышением в 42% от цены 2014 года в валюте. 
o Кроме этого были зарегистрированы случаи поставок препаратов на конце сроков годности, что привело невозможности их применения. 
- Трехлетний срыв поставок привел к сдвигу в схемах лечения и иммунопрофилактики. 
o Закрытость информации привела к невозможности оценить реальную потребность в препаратах для населения. Соответствующие расчеты под новые договора за средства 2017 года пока не обнародованы. Но, в то же время со слов руководителя МОЗ министерство планирует до марта 2017 года перечислить МО средства бюджета как 2016 и 2017 гг. и в течение 2017 года провести закупки всего объёма препаратов. Возникает вопрос – как двухлетняя потребность будет использована за год. Больных больше не стало, а прививки можно делать только по календарю ( Т.е. большее количество препаратов в этом случае не означает больший охват; говоря совсем по простому - нельзя принять 2 таблетки потому, что они есть в наличии, если назначена 1). 
o Логистикой поставок по договорам занимаются МО – это предусмотрено договорами и за эту услугу они берет 5% от объёма перечисленных средств. В 2016 г в гривневом выражении этот процент составил 200 млн. грн. (7,8 млн. долл.), а в 2017 млн. грн. 300  млн. грн. (11,5 млн. дол.) . В то же время за эффективное проведение всех программ по лечению и иммунопрофилактике среди населения отвечает местная власть и непосредственно медучреждения. В ситуации не правильно организованной логистики поставок препаратов (недостаток или избыток) ответственность ляжет не на МО, а на украинскую сторону. В любом случае пострадают пациенты. Или же всем не хватит лекарств или же долгое хранение запасов приведет к утилизации. 
2. Следующий вопрос, который был поднят Б.Тодуровым и взволновал медицинскую общественность – это имитация реформ и игнорирование мнения врачей по поводу путей преобразований медицинской сферы. 
- Не предлагая никаких реальных механизмов изменений, МОЗ жонглирует красивыми терминами (например, «деньги ходят за пациентом») и подменяет базовые понятия экономики медицины (фактически предлагается новая модель государственной медицины, но называется она страховой). Эксперты неоднократно указывали на это несоответствие, объясняя, что на изначальной путанице базовых понятий невозможно выстроить эффективно работающую модель. 
- Непонимание МОЗом, в какую сторону движется система ОЗ при очевидной схожести новой Концепции с реформой 2010-2013 гг, вызывает раздражение у медиков. Ошибки трехлетней давности не были проанализированы и перекочевали в проекты предлагаемые командой У.Супрун. Это касается создания госпитальных округов по размытым критериям, отсутствия надежного механизма повышения зарплат медикам, их переквалификации и трудоустройства, реимбурсации без реестра пациентов и пр. 
- Именно на непоследовательность, непонимание сути реформирования медицины в Украине и пытается указать новой команде МОЗ медицинская общественность. 
- Исходя из новой Концепции, утвержденной в конце 2016 года, врачи хотят прояснения вопросов:  о каких договорах с пациентом идет речь. Их волнует этот вопрос т.к. с ним МОЗ связывает оплату труда. МОЗ отменил штатное расписание в больницах, но не предложил ничего взамен - медики боятся сокращений. Правительство обещало повышение зарплат  медикам на 30%, но местные власти уже понимают, что денег не хватит. Коммунальные платежи передали на местные бюджеты, но денег в полном объеме не дали, что ждет мед.учреждения  в 2017 г  не ясно – население опасается закрытия больниц. 
- Пока в сфере ОЗ больше вопросов, чем ответов, но МОЗ прояснить их не может.

Правительство и МОЗ намеренно пытаются свести конфликт к реваншу бывших коррупционеров от закупок, хотя проблема гораздо глубже. Пока МОЗ прикрывает свою неэффективность лозунгами о реформе. Вместо четкого плана реформы с понятными механизмами ее реализации, обсужденными с медиками и обществом в целом, МОЗ предлагает отдельные непродуманные меры, несущие вже в краткосрочной перспективе риски для системы здравоохранения.
Передача части госзакупок международным организациям напоминает собой попытку снять ответственность за процесс, поскольку при составлении договоров не были приняты в расчет особенности внутренних процедур МФО. Работа с МФО по закупкам медпрепаратов идет с большим запозданием. В результате, страдают пациенты.

НоСЭП