ТЕМПЫ РОСТА ЦЕН В ЯНВАРЕ УСКОРИЛИСЬ

По информации госслужбы статистики, рост потребительских цен в январе 2017 года (к январю 2016 г., г/г) составил 12,8%, сначала года (к декабрю 2016 г.) – 1,1%.

14/02/2017
Моніторингові продукти
ТЕМПЫ РОСТА ЦЕН В ЯНВАРЕ УСКОРИЛИСЬ
В январе росли в цене практически все позиции в корзине потребления (за исключением цен на одежду и обувь -4,3%). Однако основной вклад в инфляцию в январе оказались цены на продукты питания. Согласно Укрстатслужбе, на потребительском рынке цены на продукты питания и безалкогольные напитки за месяц выросли на 1,9% (м/м). Социально-значимые продукты питания были в списке лидеров по темпам роста цен:
- Овощи. В январе совокупно овощи подорожали на 14,5%. В то же время, согласно мониторингу цен Укрстата (см. приложение ), за месяц на 16% до 6,09 грн/ кг выросла цена картофеля, на 8,8% до 4,44 грн – моркови, на 8,06% до 4,06- свеклы, на 8,0% до 4,1- капусты.
- Мясо. В январе мясо и мясопродукты стоили на 0,9% больше, чем в декабре 2016 года. В то же время, согласно мониторингу цен, говядина подорожала на 5,1% или на 4,46 грн. Немного подешевела свинина и мясо птицы.  
- Сыр. По данным мониторинга, сыр и сыр мягкий в январе вырос в цене на 5,2% или на 4,19 грн.
- Хлеб. По данным мониторинга, стоимость буханки пшеничного хлеба за месяц выросла на 4,5%, ржаного – на 4%.
- Молоко. По данным мониторинга, за последний месяц стоимость литра молока увеличилась на 3,3% с 15,35 до 16,06 грн.
- Масло. Согласно мониторингу цен, сливочное масло выросло в цене на 2,2%.
Цены на продукты питания могли бы быть и выше. Однако некоторое замедление произошло за счет увеличения  внутреннего предложения благодаря:
- Вспышки АЧС по-прежнему не дают возможности экспортировать мясную продукцию. 
- Цены на яйца сдерживает закрытие экспортных рынков ввиду куриного гриппа в Украине.  
Продолжался рост цен на транспорт и топливо, которые в январе ускорились до 2,8% м/м. Согласно Укрстату, цены на бензин А-95 увеличились на 72 коп до 24,34 грн, а дизельного топлива – на 85 коп до 21,86 грн. С одной стороны, это объясняется девальвацией гривны на фоне волатильных цен на нефть. С другой – транспортные кампании начинают увеличивать стоимость проезда ввиду повышения затрат (повышение минимальной зарплаты, топливо, расходники, электроэнергия, др.). 
В соответствии с альтернативными оценками, темпы роста цен на отдельные продукты питания в розничной продаже были выше, чем дает официальная статистика. Более того, темпы роста цен в некоторых регионах значительно опередили средние по Украине:
- Согласно мониторингу «Украинского клуба аграрного бизнеса» молоко увеличилось в цене на 4% (а не на 3,3%). Согласно ассоциации поставщиков торговых сетей цена на молоко за месяц выросла на 5% (+70 коп). При этом в Черкассах молоко подорожало на 2 грн или на 17%.  
- Ассоциация поставщиков торговых сетей отмечает рост цен на масло, похожий на официальную оценку только в Сумской области (+2,0%). Однако эта область отличилась минимальными темпами роста на этот продукт. В среднем же по Украине темпы роста составили +3,0% или 3,74 грн. При этом на Волыни, темпы роста составили 12,0%, ввиду чего масло подорожало на 15 грн. 
- По официальной статистике сахар в январе подорожал на 0,5%. Однако Ассоциация поставщиков торговых сетей утверждает, что в январе темп роста цен на сахар составил 3% или + 40 коп. При этом в Черкассах сахар подорожал на 5% или на 70 копеек. «Украинский клуб аграрного бизнеса» говорит о том, что по сравнению с прошлым годом сахар вырос в цене на 1%.
В ближайшее время могут реализоваться весомые инфляционные риски:
- Значительное ускорение цен производителей, которое продолжалось в январе. В Украине накапливается значительный инфляционный навес за счет опережающего роста цен производителей. В январе рост цен производителей составил 0,3% (м/м), или 36,8% (год к году) (против 12,8% на потребительские товары и услуги). Это отложенная инфляция со стороны затрат производителей, которая частично с определенным лагом переносится на стоимость потребительских товаров и услуг. 
- Высокие инфляционные и девальвационные ожидания. Согласно исследованию индекса деловых ожиданий НБУ предприятия прогнозируют инфляцию в Украине в 2017 году на уровне 16,2%, что в 2 раза выше официального прогноза. Только половина предприятий считает, что инфляция не превысит 15%. Среди причин ускорения инфляции предприятия в первую очередь отмечают девальвацию национальной валюты (81,5% ответов), рост стоимости факторов производства (69,4%). Ухудшаются и девальвационные ожидания – ожидаемый бизнесом курс гривны по отношению к доллару на конец 2017 г. составил 29,18 грн/дол против 27,8 в прогнозе правительства.  

- Повышение расходов на оплату труда. На розничных ценах еще не успело отобразиться повышение минимальной зарплаты в два раза до 3200 грн., однако в НБУ уже посчитали, что это даст как минимум 1% дополнительный процент инфляции  - в реальности без адекватных мер по восстановлению и перезапуску экономики вклад повышения «минималки» в рост цен будет еще больше.  

- Ограничение поддержки аграриев. В 2017 году правительство отменило специальный режим НДС для сх производителей. Вместо этого предусмотрены дотации на производство продуктов питания всего на 4 млрд грн. При этом 50% этой суммы могут получить производители всего одной сферы - птицеводства.

- В январе еще не успел в полной мере реализоваться эффект от повышения акцизов. С 1 января 2017-го акцизный сбор на сигареты увеличился на 40%. Также на 20% вырос сбор на ликеро-водочные изделия (до 126,96 грн/л 100% спирта), на 12% увеличился акциз на пиво (до 2,78 грн/л), игристые вина (до 11,65 грн/л), крепленые вина (до 8,02 грн/л). Вначале года магазины могут реализовывать продукцию из старых запасов на складах.

- В 2017 году ожидается очередной виток роста административно регулируемых тарифов для производителей. С 1 февраля цены на электроэнергию для потребителей 1-го и 2-го классов напряжения тока станет дороже на 1-3% вне зависимости от обслуживающего облэнерго (кроме компаний Энергия-Новояворск во Львовской области и Атомсервис в Николаевской области). Также на 0,7-1,91%, или на 0,96-3,38 коп/кВт-час, до 143,9-180,52 коп/ кВт-час увеличены расценки для «Укрзализныци». Это потянет за собой рост на потребительские товары и услуги. Пример влияния: проезд в плацкартном вагоне сообщением Киев-Ивано-Франковск сейчас стоит почти 76 грн. С 1 февраля 2017 цена составит около 90 грн., а с 1 октября — 102,14 грн.

- С 1 марта в Украине сразу почти на 30% повысятся тарифы на электроэнергию. По решению Национальной комиссии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) при потреблении до 100 кВт/час придется платить 0,90 грн, вместо 0,71 грн, каждый следующий киловатт обойдется уже в 1,68 грн.

На фоне высоких инфляционных рисков неоднозначно выглядит изменение Госстатом с 1 января 2017 г. методики подсчета индекса потребительских цен (ИПЦ), которые, исходя из текущей ситуации, будут занижать инфляцию. Так, согласно информации Укрстатслужбы, в рамках новой методологии: (1) введен новый потребительский набор товаров и услуг (240 позиций вместо 328); (2) используется новая структура удельного веса потреблений, которая базируется на данных национальных счетов относительно расходов домохозяйств на конечное потребление на уровне агрегированных показателей – разделов, групп и классов. Укрстатслужба не собирается обеспечивать сопоставимость рядов данных во времени и пересматривать показатели для предыдущих периодов не собирается.
 
Согласно новой методике очень удачно для правительства в структуре потребления домохозяйств сокращаются позиции по которым ожидается/наблюдается наибольший темп роста цен. Согласно новой методологии ,  удельный вес расходов домохозяйств на услуги ЖКХ в общих расходах по целям сокращается и так с мало-реалистичных 11,3% до просто мизерных 7,5%. Это при том, что:
- средний размер платежа за услуги ЖКХ одного домохозяйства до начала отопительного сезона составлял 526 грн., то уже в декабре 2016 г. он вырос до 1557 грн, а январе 2017 г. ожидается его дальнейшее увеличение до 2000 грн.
- все большая доля украинских семей оказывается за гранью энергетической бедности : в 2016 г. 43,6% домохозяйств не могли оплачивать полностью или частично счет за ЖКХ и обратились за субсидией, а  общая сумма задолженности за ЖКХ услуги с учетом задолженности за электроэнергию на конец года взлетела до астрономических 23,4 млрд. грн (без электричества задолженность за 2016 г. выросла на 128%), что говорит о том, что вторая половина семей, не получающих субсидию, с трудом оплачивает жилищно-коммунальные тарифы. 
- более того , согласно Национальным счетам, на которые ссылается Госстат,  в 3 квартале 2016 года удельный вес расходов на ЖКХ в общих расходах домохозяйств составлял 13,9%. Парадоксальным выглядит и то, что в корзине потребления домохозяйств, которая используется Укрстатслужбой для расчета показателей инфляции, удельный вес расходов на ЖКХ до повышения тарифов в 2012-2013 гг., был больше чем сейчас - 11,4%.
В измененной методологии Госстат также уменьшил расчетные показатели удельного веса потребления отдельных продуктов питания, из чего следует – наши граждане все больше отказываются от популярной бюджетной картошки, корнеплодов, мяса, молока. По стечению обстоятельств, это те категории социальных продуктов питания, по которым наблюдаются высокие темпы роста цен в последние годы.

Рост официального показателя инфляции объясняется в первую очередь ростом цен на продукты питания, в первую очередь социально-значимых товаров (овощей, мяса, хлеба, молока, масла). Альтернативные оценки, в т.ч. со стороны розничных сетей, говорят о том, что реально цены увеличивались еще быстрее. Уже очевидно, что официальный прогноз инфляции на 2017 г. в 8,1% значительно занижен. В будущем цены продолжат расти двузначными темпами и итоговый показатель на конец 2017 г. будет минимум в полтора раза выше (12%). Причин для этого более чем достаточно: девальвация, очередное повышение административно регулируемых тарифов для производителей и для населения, ограничение поддержки производителей продуктов питания, рост акцизов, повышение минимальной заработной платы без адекватной поддержки экономики.
Заниженный уровень инфляции не только «рисует» хорошую картинку и дает возможность властям получать дополнительные незапланированные инфляционные доходы в бюджет, но и позволяет не проводить полную индексацию соц. стандартов (зарплат бюджетников, прожиточного минимума и пенсий). Вероятно, с этим связаны статистические кульбиты с методикой расчёта индекса потребительских цен, занижающие показатель инфляции и позволяющие вписаться в заниженный правительственный прогноз по росту цен на текущий год.




НоСЭП